Игра - простой способ обучить ребенка чему-то новому. И очень эффективный. Он даже на взрослых отлично работает. Вспомните, сколько лет сохраняет высокий рейтинг "Что? Где? Когда?", и как востребованы в крупных корпорациях игровые тренинги, мероприятия по тимбилдингу и корпоративные "мафии".
В качестве обучающего приема для детей игра применяется с 2009-2010 годов. Росту популярности метода предшествовал бум инсайдов и открытий, охвативших мировую педагогику в конце 20 века. Так устроен человек, что все календарные начала он соотносит с личными переменами. Новая жизнь с понедельника, чудеса на Новый год и т.д.
Приход нового столетия ознаменовался активной перестройкой устоявшихся представлений и систем. В педагогике это происходило особенно оригинальным образом. Вдруг оказалось, что что мир уже нет тот, что дети в нем рождаются с компьютерами в руках, и воспитывать их так, как это делали даже 10 лет назад, недопустимо.
Адепты новых веяний разделились на два лагеря. Одни кричали, что "После трех уже поздно" и потрясали книжкой с таким же названием. Другие предлагали, облачась в лен и хлопок, податься в поля и вместе с потомством познавать дзен где-нибудь на Гоа. Подальше от искушений цивилизации.
Именно начало века ознаменовалось появлением десятков новых методик воспитания и развития: Сесиль Лупан, Глен Доман, Мария Мантессори, Макото Шичида, Вальфдорская школа педагогики. Эти имена и названия как "отче наш" знакомы всем, кто на старте двухтысячных впервые стал родителем. Их дети с рождения плавали в бассейне, на первом году жизни слушали классическую музыку, а на втором учились читать. Активным родителям казалось, что они все время куда-то опаздывают.
Адепты безкомпьютерного детства среди цветов и натуральной пищи взирали на фанатов раннего развития с ужасом. Но прошло еще 10 лет, и все стало на свои места.
Оказалось, что все дети разные. Что каждый развивается в своем, одному ему комфортном темпе. Что до 5 лет учиться читать можно, но необязательно. И даже вредно, если ребенок не проявляет к этому занятию повышенного интереса. Что компьютер - не враг, а при грамотном подходе - помощник и малышам, и родителям.
Единственный постулат, выдержавший проверку временем - тот, что мы озвучили выше. Игровой способ подачи материала позволяет усвоить его быстрее и легче.
Игры, которые помогают
Конечно, наиболее полезны для эмоционального и физического развития игры активные - те, что проходят в движении на свежем воздухе. Но увы! Время года и погода не дают проводить на улице столько времени, сколько хочется. Дома же малыша можно занять двумя способами: игровыми наборами (отдавайте предпочтение складным и конструкторам: Лего, Фишшер Прайс и их аналогам) и онлайн играми разной тематики. Главное - определиться с пристрастиями малыша и возрастом.
Мальчикам, обычно, нравятся квесты и логические головоломки, связанные с приключениями, стрелялками и погонями. Такие игры тренируют реакцию, развивают логику, учат быстро принимать решение. Играйте в игры "Побег" на Мультоигры.ру - там собрана неплохая подборка бродилок и ребусов для мальчишек разных возрастов. Для девочек на том же сайте есть интересная серия игрушек, созданных по мотивам сериала "Папины дочки", и универсальные квесты на развитие смекалки для всех "Панда кунг фу".
Онлайн игрушки моделируют экстремальные ситуации, которых не бывает в реальной жизни. Они учат ребенка решительности, смелости, отваге, но не подвергают его опасности. Читая книгу или смотря фильм, малыш переживает за главных героев, но наблюдает за ними со стороны. Онлайн игры позволяют самому погрузиться в процесс, прочувствовать свои сильные и слабые стороны. Во многих квестах прохождение завязано на времени. Нужно выполнить задания и решить задачки за 1-2 минуты. Такие ограничения мобилизуют маленького игрока, вынуждают действовать быстро и решительно.
|