Образец обряда крещения дан в Евангелие в эпизоде о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем.
Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом - основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.
При крещении младенец очищается от всех грехов, наследственного греха (Адамова) и рождается в жизнь духовную, святую.
Само таинство Крещения обычно начинается сразу же возле купели, в которой будет происходить троекратное погружение. Купель заранее приготовляется служителями храма, в котором происходят Крестины. И начинается обряд Крещения с молитвы священника к Богу об изгнании из сердца крещаемого всякого гнездящегося, и таящегося там нечистого, и лукавого духа. Священник трижды осеняет младенца крестным знамением, и просит Бога быть милостивым к нему, приобщить его к Своей Церкви, и сделать причастником вечного блаженства.
Ребенка можно крестить с любым именем, хотя в Русской Православной Церкви принято крестить детей с именем одного из святых, который упоминается в Святцах (перечне имен святых). Если имя, которое дали при рождении, отсутствует в Святцах, то, как правило, дается созвучное имя одного из угодников Божьих (например, Карина - Екатерина, Инга - Инна, Роберт - Родион), или же имя святого, память которого приходятся на дату рождения ребенка (например, 14 января - Василий Великий, 8 октября - преподобный Сергий Радонежский, 24 июля - равноапостольная княгиня Ольга). С этим именем человек принимает Крещение, может участвовать в таинствах. Христианское имя записывается в книге регистрации, а родителям вручают свидетельство о крещении.
"Святое имя" есть первая и самая главная собственность младенца и дается ему затем, чтобы он, придя в возраст, изучил жизнь своего святого, подражал его добродетелям, призывал его в ежедневных молитвах, а святой был бы ему небесным покровителем и ходатаем перед Богом. Поэтому родители, или восприемники, должны приобрести для младенца иконку его святого и житие и научить его со временем молитве "Святый угодниче Божий, (имя), моли Бога о мне". В день же своего Ангела (в день именин) надлежит причаститься, отслужить святому молебен, день провести свято.
Православное крещение "едино", так как совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери.
В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления) при произнесении крещальных слов каждый православный христианин в силу принадлежности его к "царственному священству", то есть к Церкви.
Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило - благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного - освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест - крестное последование Христу и знак веры в Его победу. Также у крещаемого отрезается прядь волос, что является символом послушания и жертвы.
Согласно обряду, заканчиваются все эти священнодействия началом воцерковления, которое совершается для женщин и девочек перед открытыми Царскими Вратами. А мужчин и мальчиков воцерковляют провождением их через Алтарь. Это священнодействие сопровождается молитвой священника: "Воцерковляется раб Божий (или раба Божия)…".
Новокрещенные становятся полноправными членами Церкви Христовой, могут принимать активное участие в церковной жизни. А главное, для крещенного становится возможным участие во всех церковных таинствах, цель и предназначение которых врачевание души, и сближение ее с Богом.
Наверх...
|