Существует мнение, что некоторые люди рождаются умными, а другие - не очень. Утверждать, что в этой идее нет ни доли здравого смысла, глупо. Разница в том, насколько человек умен, зависит, в том числе, от физических показателей: отсутствия патологий, строения нервной системы и т. д.
Но нельзя и говорить, что ум зависит исключительно от этих факторов. Человек - существо очень гибкое и может приспособиться ко многому. Поэтому большую часть негативных моментов можно сгладить за счет грамотного развития. А позитивные, напротив, легко нивелируются отсутствием заботы о них. В итоге талант, может быть, пропить и нельзя, а вот навыки - очень даже.
Все это подводит нас к мысли, что для того, чтобы ребенок рос умным и сообразительным, его нужно развивать. И самый первый момент, на который необходимо обращать внимание - познавательная активность.
Что такое познавательная активность?
Познавательная активность - это всего лишь жажда знаний. У большинства детей она формируется сама по себе. Вспомните только мам, которые устают от вопросов ребенка "Почему?" и подобных. Но нужно понимать, что "природный эффект" неустойчив. И тому есть несколько причин:
- при неграмотной реакции на такие вопросы, познавательная активность значительно снижается, так как ребенок считает, что мама недовольна его поведением и отказывается от него;
- при случайном негативном опыте получения новых знаний, познавательная активность также снижается, так как вступает в силу инстинкт самосохранения. Среда вокруг ребенка расценивается как опасная и ребенок перестает ее изучать;
- с возрастом ответы на большинство вопросов получены и ребенку начинает казаться, что он уже изучил весь мир. В этот момент очень важно не останавливаться, ведь узнать все невозможно, а отсутствие привычки к познанию мира приводит к отупению.
Что же будет, если не развивать это качество? Довольно часто мы видим печальную картину: человек приходит с работы, включает телевизор, утыкается в экран и все. Ему не интересно узнавать мир. Поговорить с таким человеком не о чем, в лучшем случае он перескажет сплетни. Такого человека легко обмануть, потому что у него нет привычки анализировать. Он верит на слово, не учится на своих ошибках… Это пример отсутствия познавательной активности. Она не была оформлена в детстве, интерес к миру прошел сам собой, создав человека скучного и недалекого.
Что нужно для развития познавательной активности
Развитие познавательной активности требует от родителей организации подходящей среды и поддержки на всех этапах познания. Если быть конкретным, то вам необходимо:
- наполнить дом игрушками, интересными и безопасными вещами, регулярно предлагать ребенку новые занятия, посещать разные места. Все это стимулирует естественный интерес к миру;
- сделать занятия увлекательными, веселыми, такими, чтобы ребенок радовался этим моментам. Вам необходимо закрепить в его сознании понимание того, что новые знания - это хорошо, весело, интересно;
- со временем увеличивать сложность занятий и вопросов. Например, включить в них решение каких-либо задач или проблем. Особенно хорошо здесь могут помочь игры. Несколько полезных мы рассмотрим в следующем разделе;
- создание творческих задач, которые требуют фантазии в решении. Это может быть и написание сказки, и создание рисунка неизвестного животного. Не бойтесь давать ребенку экспериментировать. И ни в коем случае не заставляйте, например, рисовать только реальные предметы. В рамках этих задач ваш малыш должен задействовать фантазию;
- постановка экспериментов. Именно эксперимент может стать базой, которую чадо будет использовать в дальнейшей жизни. Если вы не знаете сами, что можно придумать, используйте специальные книги. Например, серия "Простая наука" не только расскажет про опыты, но и предложит все необходимое для них;
- формирование положительного или эмоционального отношения ко всему, в том числе, к предметам и видам деятельности. Многие стараются ограничить эмоциональность ребенка, боясь, что он вырастет истериком, но именно эмоциональная составляющая делает нас людьми и помогает радоваться жизни, изучать окружающий мир.
Игры для развития познавательной активности
Игры могут быть как обычные, так и компьютерные. Среди компьютерных игр особенно хорошо подойдут следующие категории:
- на соотнесение персонажа и предметов/мест (например, "Где чей дом");
- на изучение новых слов и предметов, например, овощей, фруктов;
- пазлы и другие простые логические игры;
- поиск пар и отличий;
- выход из лабиринта.
Большинство игр влияют на познавательный интерес не напрямую, но все равно оказывают существенное влияние.
Занимаясь с малышом, не забывайте, что те знания и умения, которые вы заложите в его характере сейчас, станут базой для дальнейшей жизни. И особенно это касается познавательной активности и умения думать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Поэтому этому вопросу необходимо уделить самое пристальное внимание.
|