Основные идеи Л.С. Выгодского строились на объяснении внутренних психических процессов не внутри человеческого организма, а в его общественных отношениях с окружающей средой, "не внутри мозга или духа, а в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях. Знак и орудие нужны для того, чтобы сам человек стал другим, и тогда он будет действовать иначе".
Таким образом, Л.С. Выгодский, как научный лидер педологии изучал проблемы взаимодействия детей и родителей на принципиально ином уровне. "Педология изучает не только ребенка как целое, но еще шире - ребенка в его взаимодействии с окружающей средой".
Основной задачей педологии является изучение тех фаз и периодов, через которые проходит детское развитие. Установление этих периодов позволяет педологии различать паспортный и реальный (анатомический, физиологический, психологический, культурный) возраст ребенка. Оба эти возраста не совпадают. Реальный возраст ребенка, то есть реально достигнутая ребенком в процессе развития ступень, определяется тремя основными моментами.
Во-первых, наследственностью данного ребенка, то есть теми зачатками, из которых берут свое начало все процессы развития.
Во-вторых, средой или теми условиями, в которых происходит развертывание и вызревание наследственных зачатков ребенка.
В-третьих, так как и влияние наследственности, и влияние среды оказываются на движущийся и развивающийся организм, то совершенно естественно, что эти влияния зависят, прежде всего от того, в какой момент развития сказывается их действие.
Значит, взаимодействие детей и родителей - это сложный опосредованный процесс, который оказывает влияние на развитие и реальный возраст ребенка.
Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода рассматривать проблему взаимодействия детей и родителей под тем углом зрения, который данные особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными.
Проблема взаимодействия детей и родителей была рассмотрена Л.Н. Толстым как роль личного примера родителя и родительского воздействия на воспитание: "Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.
Во-первых, взаимодействие должно быть целесообразным: "Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети".
Во-первых, взаимодействие должно быть целесообразным: "Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети".
Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутрисемейных отношениях тесно связана с дисгармонией в детско-родительских отношениях.
Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутрисемейных отношениях тесно связана с дисгармонией в детско-родительских отношениях.
Считается, что у матери есть сензитивный период материнства - первые 36 часов после родов. Если в этот период матери предоставлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт "кожа - кожа", то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребёнка, интимная (душевная) связь с ребёнком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой.
Родительские установки или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительского взаимодействия. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребёнку, восприятие ребёнка родителем и способы поведения с ним.
Родительский контроль - контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.