Первый год жизни ребенка.
Новорожденный не умеет произносить звуки, но может сообщить о своих потребностях плачем. Это один из первых эффективных способов общения малыша с окружающими его людьми. Исследователи детской речи различают три типа плача: малыш проголодался; малышу больно; малышу скучно, он хочет общаться. Примерно с двух месяцев кроха начинает издавать звуки (вокализировать), когда с ним беседует взрослый, он улыбается и радуется появлению родителей.
В 3-6 месяцев малыш гулит, много раз повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется, внимательно смотрит в лицо взрослого и пытается копировать движения его губ.
В 6-9 месяцев ребенок издает звуки ммм, ссс, а также слоги, похожие на ма, ба, ла.
В 9-12 месяцев малыш произносит, точнее, имитирует, цепочки слогов (ма-ма, да-да), подражает покашливанию, цоканью.
Примерно в 12-14 месяцев многие дети осмысленно произносят два слова.
Малыш с самого рождения способен воспринимать человеческую речь и различать голос мамы. В 5-12 месяцев большинство детей начинают лучше понимать речь.
Шестимесячный ребенок реагирует на свое имя: оживляется, улыбается, начинает двигаться или вокализировать.
В 6-8 месяцев кроха реагирует на слова взрослого: он тянет ручки, когда мама говорит "Иди ко мне!"
В 8-9 месяцев ребенок понимает запрет (слово нельзя) и прекращает делать то, что не нравится взрослому.
Девяти-десятимесячный малыш выполняет простые
указания типа "Дай мне!"
В 9-12 месяцев ребенок узнает названия знакомых предметов, понимает жест "пока-пока".
Второй год жизни ребенка
На втором году жизни ребенок начинает говорить. Он понимает значительно больше слов, чем может произнести, причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например, "Покажи киску", "Дай мячик" и др.). К концу второго года жизни ребенок знает названия некоторых предметов и действий.
Малыш издает разнообразные звуки и звукосочетания, более уверенно произносит слоги и слова, выражает свои желания жестами и мимикой.
В этом возрасте дети пытаются активнее общаться со взрослыми: ребенок слушает то, что ему говорят, и отвечает на своем "языке". Ответная "речь" малыша эмоционально и интонационно окрашена. По интонации вы можете понять, о чем вам "рассказывает" кроха: об увиденной на улице машине, о собаке, которая громко лаяла и т. п. Часто дети повторяют за взрослыми не слово целиком, а только его окончание, первый звук или слог: ки вместо киса, ать вместо дать и т. п.
Двухлетний малыш часто повторяет много раз вопрос об одном и том же предмете ("Что это?"), даже если вы ответили ему. Это может означать, что ребенку нравится ваше внимание. Дети с удовольствием произносят слова и радуются тому, что могут с вами "беседовать".
К двум годам малыши начинают понимать, что слова, обозначающие названия знакомых предметов, относятся также к предметам в книжках, на фотографиях. По вашей просьбе ребенок может показать, где нарисована собачка, банан, мячик. Кроха уже понимает, что игрушечный стул, стол и другие предметы называются так же, как и настоящие.
Третий год жизни ребенка
В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: "Почему?", "Где?", "Зачем?" Малыш еще не умеет четко произносить звуки. Он смягчает многие согласные звуки: говорит сям вместо сам, коза превращается в козя, а машинка - в ма-синку и т. д. Некоторые звуки ребенок заменяет другими (вместо [ш] произносит [с]) или пропускает трудные звуки.
Рассматривая книжки, ребенок называет знакомые картинки {мышка, собака и др.). Понравившуюся книжку дети обычно просят читать много раз.
Слушая короткие стихи, которые читают родители, кроха может спонтанно повторить последнее слово или слог в стихотворной строке. Это "умение" малыша можно использовать, чтобы развивать его речь.
Играя с игрушками, ребенок часто разговаривает сам с собой, озвучивает свои действия и дает им оценку (машинка би-би, бах - упала).
Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: "Пойди в комнату и принеси мячик"; "Если съешь кашу, я дам тебе конфету". Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).
Наверх...
|