Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного исторического периода рассматривать проблему взаимодействия детей и родителей под тем углом зрения, который данные особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными.
Еще во времена становления социальной педагогики как науки зарубежные педагоги решали проблемы детско-родительского взаимодействия. И.Г.Песталоцци считал, что взаимодействие между детьми и родителями первоначально строится на материнском чувстве любви и заботы к ребенку: "…материнская сила и материнская преданность природосообразно развивают в младенце ростки любви и веры. Эта сила и эта преданность призваны подготовить и заложить основы благотворного влияния отцовской силы, братского и сестринского чувства и таким образом постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни. Физическая любовь к матери и чувственная вера в нее вырастают таким путем до человеческой любви и человеческой веры. Исходя из любви к матери, этот дух любви и доверия находит себе выражение в любви к отцу, братьям и сестрам и в доверии к ним".
Деятели философии, например Герберт Спенсер, тоже обращались к проблемам семейного воспитания, в том числе взаимодействия детей и родителей. Главную цель воспитания он выводит из идеи о человеческом назначении, суть которого "жить полной жизнью". Значит, нужно подготовить человека к выполнению различных видов деятельности, охватывающих всю жизнь.
Н.А. Добролюбов в своих статьях выступает за отказ от авторитарного стиля взаимодействия детей и родителей, требует разумного отношения к детям, уважение к личности ребенка. Только тогда у ребенка разовьются творчество, инициатива, смелость мышления и действий: "Искусства обращаться с детьми нельзя передать дидактически; можно только указать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться. И мы думаем, - главное, что должен иметь в виду родитель, - это уважение к человеческой природе дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего - правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, - заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды".
К. Д. Ушинский, важным аспектом детско-родительского взаимодействия видел труд. Поэтому надо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и нужное, хотя и не увлекательное: "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда. Чем обеспеченнее будущее состояние воспитанника, чем менее предвидится для него насущных необходимостей, вызывающих поневоле на труд, тем более должен расширяться перед ним горизонт мира, в котором для всякого, кто понимает назначение жизни человека и научился сочувствовать интересам человечества, найдется довольно почтенного и полезного труда. Чем богаче человек, тем выше, тем духовнее должно быть в нем отношение к своим родителям. А родители должны помнить, что возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач".
Ф.Э. Дзержинский утверждал, что телесные наказания препятствуют эффективному детско-родительскому взаимодействию: "Розга, чрезмерная строгость и телесные наказания никогда не могут желательным образом затронуть сердце и совесть ребенка, ибо для детских умов они всегда останутся насилием со стороны более сильного и привьют либо упрямство, даже тогда, когда ребенок осознает, что он поступил плохо, либо убийственную трусость и фальшь..."
П.Ф. Лесгафт во взаимодействии детей и родителей видел проблему честности и последовательности родительского руководства: "Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы".
Литература
- И.Г.Песталоцци. Из произведения "Лебединая песня", Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М., 1981.- Т. 2.- С. 217-218
- Хрестоматия по истории педагогики. Т .2, Ч. 1, - М., - С.435 - 470.
- Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. - М., 1949. - С.136-147.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1.Вопросы воспитания. - М., 1953. - С.306 - 326.
- Ф.Э. Дзержинский, Дневник заключенного: Письма - М., 1977.-С. 21-23.
- П. Ф. Лесгафт из работы "Семейное воспитание ребенка и его значение" Избранные педагогические сочинения-М., 1951.-С. 215-216.
Автор: Елена Валиуллина
Полное или частичное копирование материалов разрешено при условии установки прямой обратной ссылки на сайт Твой ребенок.ру.
Наверх...
|