Предлагаем вашему вниманию методический словарь, который содержит различные понятия из области педагогики, который будет полезен воспитателям и учителям школ в их профессиональной деятельности.
Вечер досуга - одна из форм организации детей, целью которой является порадовать и повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной увлекательной форме, дать сведения о живой и неживой природе. Рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными её обитателями. Если малыш не научится радоваться, сложно будет в жизни ему и окружающим его людям. Виды: восприятие, музыкально-образовательная деятельность.
Вечер досуга - форма организации общения, призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и детьми, педагогами и родителями. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Детская презентация - набор слайдов с текстом, картинками, видео и звуковым сопровождением. Благодаря ей ребенок быстрее усваивает всю нужную информацию и расширяет свой кругозор. По сути, это та же книга, только с дополнительными возможностями. С помощью обучающих презентации можно развивать не только визуальную память, но и обучить ребенка грамотно структурировать полученною информацию.
Дидактическое упражнение - это простые упражнения, не имеющие игровых правил и содержащие одну игровую задачу или одно игровое действие. Проводят на занятиях, прогулках, в утренние и вечерние часы. (например: "Скажи наоборот"; "Назови одним словом")
Игра-эксперементирование - это игры, на основе эксперементирования с предметом. Цель: познакомить со свойствами, последовательно рассматривать объекты, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную связь и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении эксперементов.
Используется в развитии речи, музыке, наблюдениях, труде.
Игра дидактическая - это познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Основной элемент игры - дидактические задачи, которые определяются целью обучающего и воспитательного взаимодействия. Основа дидактической игры - игровые действия. Составной элемент игры - правила, которые имеют обучающий, организационный, дисциплинированный характер. Виды дид. игр - игра-беседа, игра-поручение, игра-загадка, игра - предположение, игры с предметами и игрушками, словесные игры, настольно-печатные игры.
Игра сюжетно-ролевая - это игра, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых детей, и, в специально создаваемых или игровых воображаемых условиях, воспроизводят жизнь взрослых, отношений между ними.
Цель: Формирует навык взаимоействия детей друг с другом, способствует развитию гендерного поведения. Развивает речь детей, способствует закреплениюв активном словаре речевого этикета. Обогащает знания детей о профессиях, явлениях социальной жизни. Развивает творчество, фантазию, воспитывает уважительное отношение друг к другу, дружелюбие. Виды детской деятельности - игровая, трудовая, познавательная.
Игра театрализованная - это разыгрывание в лицах литературных произведений (Сказки, рассказы). Является важным средстов развития эмпатии. Виды - настольный театр, теневой театр, игра-драмматизация, "би-ба-бо", настольный театр картинок, игрушек, фланелеграф, стенд-книжка.
Игра режиссерская - это игра с мал. Куклами, машинками, животными, где ребенок не участник событий, а режиссер, актер-кукловод, декоратор.
Цель: Увеличить речевую активность ребенка, объем задействованных для подражания различным героям выразительных средств,умение вступать в диалог, говорить выразительно, осмысленно, выслушивая собеседника. Фомировать речевой этикет, умение "принимать решение" в ситуациях, требующих сделать выбор.
Виды деятельности: СДД (игровая), НООД (познавательная, коммуникативная).
Игровая ситуация - метод активного обучения, при котором исспользуется игровой принцип, реализация которого происходит в условиях свободной, организованной деятельности. Целевое назначение- в игровой форме закрепить знания, умения, навыки. Используется во всех видах деятельности детей.
Исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на получение общественнозначимых новых знаний. Это научный поиск и внесение новизны в систему по достижению позитивного результата.
Цель - развитие познавательных способностей дошкольников, формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования. Развитие познавательных мотивов дошкольников. Используется в наблюдении, развитии речи, изобразительной деятельности, музыке, физической культуре, в математических представлений, в чтении худ. литературы.
Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений природной или социальной реальности. Цель: Исследовать объект или явление на модели. Формы: создание модели, исследование её.
НООД - это деятельность, основанная на одной из специфических видов деятельности (игровой, двигательной, коммукативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения худ. литературы), осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом. Используется в двигательной деятельности, игровой деятельности, трудовой деятельности, ОО "С", ОО "ЧХЛ", ОО "К", ОО "П", ОО "М", ОО "ХТ", ОО "П".
Праздник - это день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, него-нибудь.
Праздник - это форма взаимодействия с детьми, целью которого является раскрытие идеи предстоящего праздника и формирование разнообразных эмоций, чувств, являющиеся важнейшим условием развития личности. Праздник способствует совершенствованию музыкальных способностей, умений и навыков и обьединяет различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драмматизацию, изобразительную деятельность у детей, эстетическое отношение к окружающей действительности. Виды: исполнительство, творчество.
Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями.
Цель: повышение интереса и активности в процессе обучения.
Формы: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность.
Проектная деятельность - это совместная или коллективная творческая, завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Формы: изучение различных источников знания, исследование проблемы, подтверждение гипотезы.
Речевой тренинг - это раскрытие голосоречевою потенцеала , профилактика и коррекция голосоречевый заболеваний. Это мощный инструмент для всключения психики ивсего организма в активную работу. Речевой тренинг проводится с учётам возрастных и физиологичских особенностей , психологический возможностей. В основе речевого тренинга для детей - игровой, этюдный метод, метод физических действий, элементы актёрской психотехники, двигательные упражнения.
Каждое упражнение - это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельнаость детей в речевую деятельность детей в условиях эмоционального комфорта. Занятия проходят в облегченных речевых условиях ( с использованых игрушек,различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр и т. д.)
Ситуативный разговор - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.
Цель - Обогащать словарь, развивать связную речь, различные мыслительные процессы: припоминание, суждение, умозаключение, обобщение. Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Виды деятельности - НООД (трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, ЧХЛ), СДД (игровая)
Экспеременирование - (от. греч. Eksperimentum - "проба", "опыт") это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления, и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.
Этюд - это небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально.
Цель - содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средством малых литературных форм и элементов Икт (сопровождение этюдов музыкальным фоном). Развивать творческие способности детей.
Этюды можно использовать как в НООД, в качестве дополнения к традиционным физкультминуткам и в свободной образовательной деятельности детей.
Методический словарь разработан коллективом МБДОУ "Детский сад №29", Саров, 2014
|