Изучаем звуковой анализ слова с дошкольниками в интересной игре "Космическое путешествие", которая поможет ребятам различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги, подбирать однокоренные слова.
Цели:
- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам "звезда", "земля");
- упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;
- расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;
- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей.
Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук - гласный, согласный; твердый, мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия: Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.
Материал:
- демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта - схема "Марс"; указка, фишки красного, синего, зеленого цветов; аудиозапись "Спей-с"; мяч;
- раздаточный; картинки - схемы " Марс"; указки, пеналы с фишками тех же цветов.
Ход занятия
Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение "Земля";
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нет!
Воспитатель:
- Отгадайте, про какую планету здесь говорится?
- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)
- Какие слова можно придумать от слова "земля"? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)
Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит музыка "Спей-с".
- Посмотрите на небо в иллюминатор - что вы там видите? (Звезды, созвездия.)
- Какие слова можно придумать от слова "звезда"? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)
- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе - гас, Гер - ку- лес, Мед - ве - ди - ца.)
Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются: со звука с "с"; с "м"; с "у". Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)
- Какие еще планеты вы знаете?
- Определите в названиях первый звук.
- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.
Физкультурная пауза:
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И матросский наш отряд
Заниматься спортом рад!
Ножки накрест - опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: "Вставай!" -
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
После нее дети садятся в кружок на ковре.
Воспитатель: Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг - это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Нет нигде для них преграды -
Петь мы эти звуки рады.
(Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)
Воспитатель: Кроме гласных есть другие,
Вы не знаете, какие? (Согласные.)
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)
Воспитатель: На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.
Артикуляционная гимнастика:
Очень любит наш роток - улыбаться (улыбка)
А подвижный язычок, работой заниматься
Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)
А потом забор построил - красота! (забор)
Рядом с новеньким забором - желобок, (желоб)
По нему несется воздуха поток, (дуть)
Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)
Физкультура получилась - хороша!
Далее проводятся игры.
"Буки - Буки - Закорюки"
- Изобразите буквы "Г", "Л", "Ф", "К", "Ч", "Я", "Р", "Х" с помощью рук, ног, туловища.
"Живая модель"
А) Все звуки - хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки - гласные звуки - образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики - согласные звуки - другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше - твердые и мягкие согласные.
Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка);
Для звездочета я загадка,
И начинаюсь я на "М",
Но только я не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем.
(Марс)
Звуковой анализ слова "Марс". Один ребенок работает у доски, остальные - за столами.
Составление модели слова; проверка.
"Живые звуки"
Дети - "звуки" составляются в слово "Марс", затем остальные дети дают детям - "звукам" задания типа: "Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз" и т.п.
Далее дети располагаются на ковре.
"Назови пару"
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.
"Что чем (кто кем) может быть?
Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.). Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).
Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше? Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать " Мы все молодцы!". Воспитатель хвалит детей за их активность на занятии и раздает "похвалы"
в виде разных картинок.
Автор: Смирнова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ - детский сад "Аленушка", республика Татарстан, село Бетьки
|