Как ребенок осознает, воспринимает себя? Самосознание ребенка описано в этой статье на сайте Твой ребенок.ру!
Самосознание - это понимание того, что вы есть вы, что, когда вы проснетесь завтра, вы по-прежнему будете вы. Понятие "я" не является врожденным. Если вы мазнете помадой носик шестимесячного ребенка, а затем посадите его перед зеркалом, он будет смотреть на отражение, но не проявит никакого интереса к своему красному носу. В двенадцать месяцев он протянет руку и коснется зеркала и может даже коснуться отражения своего красного носа. Иногда ребенок может даже поискать маленькую девочку за зеркалом. Но ваша дочка еще не знает, что малышка с красным носиком - это она. В 21 месяц ребенок с намазанным помадой носом посмотрит на свое отражение и начнет тереть свой собственный нос.
В какой-то момент между годом и двумя у ребенка начинает появляться самосознание, но оно не похоже на ваше. Ваш ребенок получает представление о себе, сравнивая себя с другими, определяя, что он умеет делать и что у него есть. Она - девочка в красном пальто и девочка, которая может спрыгнуть со второй ступеньки. Лишь к возрасту
приблизительно восьми лет дети начинают говорить о себе, прибегая к таким понятиям, как личная биография, надежды, чувства, личность, опыт, семейная и культурная принадлежность (хотя воспоминания о прошлом имеются у ребенка и раньше).
Мальчик или девочка?
С очень раннего возраста дети интересуются полом других детей. К тому времени, как они научаются произносить слова "мальчик" и "девочка", дети знают, к какому полу они принадлежат, хотя они не обязательно понимают, что они всегда были и всегда будут одного пола.
В три года ваш ребенок, возможно, начнет настаивать на том, что теперь он девочка, но был (если все маленькие дети, которых он знает, мальчики) мальчиком, когда родился. Мальчик может говорить, что он "мама". К четырем годам дети обычно знают, что они родились девочками, сейчас девочки и, когда вырастут, будут женщинами. Но это по-прежнему может быть не до конца понятно. К шести годам они постигают это и знают, что переодевание ничего не меняет.
Едва научившись произносить эти слова, дети говорят нам о том, что папы водят грузовики, мамы стирают, мальчики непослушные, а девочки послушные. К двум годам им известно о ролях полов, и их взгляды всегда традиционны до крайности. Игрушки также начинают больше связываться с половой принадлежностью. И хотя дети видят, что оба родителя работают, папы стирают и гуляют с колясками, а женщины быстро водят машины и служат в армии и полиции, они отказываются верить своим глазам, потому что им нужны роли полов, чтобы определить, что же это значит быть мужчиной или женщиной. Для девочки, чтобы понять, что она вырастет и станет женщиной, нужно знать, что значит быть женщиной, что в наше время гораздо сложнее, чем в прошлом. И точно так же вашему сыну сложно понять, что значит быть мужчиной.
По мере того, как в "реальном мире" роли мужчин и женщин становятся все менее и менее различимы, дети более и более обращаются к воображаемым мирам, где они могут определить положение вещей.
Наверх...
|