9-12 месяцев
12-18 месяцев
18 месяцев - 2 года
2-3 года
3-5 лет
Вот те изменения, которых вы можете ожидать от своего ребенка, и возрастные рубежи, в которые вы можете ожидать увидеть их, - все вместе они способствуют превращению вашего младенца в ребенка. Но помните, что все дети разные и развиваются с различной скоростью: ваш ребенок может развиваться быстрее или медленнее в одной или нескольких из этих областей.
Если вы встревожены тем, что ваш ребенок хронически отстает от средних показателей, обратитесь к врачу.
9-12 месяцев
Физические способности
Перемещение: большинство детей ползает или перемещается вокруг мебели, некоторые ходят самостоятельно. Обретает все большую уверенность, стоя на ногах. Пользуется руками, чтобы манипулировать предметами и исследовать; перекладывает предмет из одной руки в другую; держит предмет одной рукой, исследуя его другой; стучит по предмету, трясет и гнет его, чтобы разобрать на части.
Мыслительная деятельность
Малыш знает, что предмет продолжает существовать, даже когда он не видит его; может решать простые проблемы.
Проявляет настойчивость в том, что делает, и устанавливает взаимосвязь (если нажать на кнопку, из коробки выскочит человечек); может быстро сосредоточиваться на том, что его интересует.
Может отвлечься от своего занятия, а затем снова вернуться к нему; может связать две идеи и построить план (например, съесть печенье и подползти к буфету, чтобы взять его). Это создает ощущение, что поведение ребенка осмысленно, поскольку он не просто реагирует на ситуацию.
Речь
Понимает простые команды, такие как "Нет!". Понимает и может произнести одно-два слова; общается звуками и действиями.
Может имитировать звуки.
Сопоставляет лицо с голосом - ищет знакомого человека, когда услышит, что он заговорил.
Может отличать различные выражения лица.
Навыки общения
У ребенка уже сформирована центральная привязанность к одному человеку, и он зависит от него или от нее.
Ждет похвалы или неодобрения.
Цепляется за вас и плачет, если оставить его с незнакомыми людьми; любит все время оставаться рядом с вами или своими нянями; у него может появиться любимый предмет.
Выражает свои намерения.
Следует за вашим взглядом, смотрит туда, куда смотрите или указываете вы.
Затевает игры и играет с вами; понимает социальные сигналы и имитирует то, что делаете вы.
Самосознание
Знает свое имя; прикасается к своему изображению в зеркале, но не узнает себя.
Эмоции
Ребенок рад видеть вас; зовет вас утром и нуждается в том, чтобы вы прощались с ним, когда собираетесь уходить; его пристрастия более предсказуемы - боится незнакомых людей и испытывает привязанность к ближайшим родственникам и людям, ухаживающим за ним, - к родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, няням и воспитателям.
Наверх...
12-18 месяцев
Физические способности
Стоит на одной ноге с поддержкой, ходит, сидит, Может кидать мяч.
Примерно к четырнадцати месяцам он может быть в состоянии положить один кирпич на другой. Может вращать кистью руки и кормить себя; может использовать каталку; толкать тележку и возить за собой предметы.
Может подниматься и спускаться по лестнице.
Мыслительная деятельность
Распаковывает посылки; снимает с коробки крышку.
Может собрать из мозаики простые фигуры.
Называет некоторые предметы и понимает названия остальных.
Изучает окружающий мир и в общем плане более целеустремленный и настойчивый.
Речь
Лепечет и использует от пяти до двадцати слов.
Пользуется множеством знаков и делает всевозможные попытки к общению.
Понимает больше, чем может сказать.
Навыки общения
Играет в ладушки.
Отвечает на просьбы и останавливается, когда его просят.
Все внимание ребенка обращено на главных людей в его жизни: на родителей, няню, воспитателя.
Любит других детей; может предложить игрушку, но не играет (хотя непременно станет играть со старшими братом или сестрой).
Самосознание
Знает собственные возможности.
Может показать вам свои ботинки, если вы попросите.
Везде сует нос. Дразнится.
Хочет, чтобы все было по его; если не получает желаемого, протестует. Не забывает мгновенно.
Меньше цепляется за вас, отходя на все большее расстояние. Любит смотрегь на себя в зеркало.
Эмоции
Выражает предпочтения.
Выражает эмоции: любовь, тревогу, страх.
Любит быть с другими детьми.
Наверх...
18 месяцев - 2 года
Физические способности
Взбирается на стул; уверенно бегает и поднимается по лестнице; залезает на металлическую лестницу или горку. Толкает игрушки впереди себя и тянет их за собой. Улучшается координация рук, и ребенок может построить башню из большого числа кубиков. Останавливается, чтобы поднять игрушку, и не падает.
Мыслительная деятельность
Называет знакомые предметы.
Планирует деятельность: изучает, наблюдает, исследует.
Речь
Произносит пятьдесят-двести слов.
Начинает использовать предложения, состоящие из двух слов.
Использует местоимения "я" и "ты".
Выполняет словесные инструкции.
Слушает простые песни и сказки.
Навыки общения
Пытается писать.
Любит играть вашими вещами и имитирует ваши действия; любит "взрослые игрушки", такие, как кухонные принадлежности и газонокосилки.
Следует простым указаниям и командует окружающими людьми.
Пробует, отстаивает, закатывает истерики и часто говорит "Heт". В восемнадцать месяцев играет параллельно с другими детьми, но к двум годам может начать играть совместно с теми детьми, которых хорошо знает.
Начинает повторять ваши намерения, а не только действия.
Самосознание
Знает части тела мишки или куклы. Узнает себя в зеркале. Спорит с вами.
Хочет все делать сам и самостоятельно принимать решения.
Высоко развито чувство собственной важности.
Эмоции
Требует независимости и может сильно возмущаться, если что-то происходит не так, как хочет он. Смеется и сильно радуется.
Устраивает истерики.
Любит нравиться и может быть очень нежным, но также и довольно агрессивным: может укусить, ударить ногой или запустить игрушкой в родителей, родственников и других детей, Может нарочно удариться, чтобы привлечь внимание.
Любит разрешать проблемы, но быстро выходит из себя при неудачах. Испытывает радость по поводy собственных успехов.
Наверх...
2-3 года
Физические способности
Подпрыгивает и скачет на одной ножке. Поднимается и спускается по лестнице. Знает, что опасно, а что нет. Начинает одеваться и раздеваться самостоятельно.
Мыслительная деятельность
Называет многие предметы. Начинает усваивать такие понятия, как "один" и "много".
Увеличивается объем памяти. Начинает находить причины и решать проблемы. Сравнивает ("то пирожное больше, чем мое").
Знает некоторые цвета. Уважает правила.
Интересуется "почему" и часто задает этот вопрос, чтобы вы не молчали.
Речь
Высказывает мысли и идеи. Пользуется языком для выражения социальных и эмоциональных отношении. Любит говорить. Понимает "вверх", "вниз", "потом", "сейчас".
Навыки общения
Испытывает запреты, произнося "нет", но все же делая запрещенное. Любит быть с людьми и играет с другими детьми. Любит быть "как большой". Любит бегать, но также играть в простые игры "понарошку", такие, как приготовление обеда для игрушек
Самосознание
Сравнивает себя с другими. Выражает предпочтения. Выражает гордость. Дорожит своими вещами.
Эмоции
Старается, чтобы научиться чему-то, и проявляет большее терпение.
Независим, старается обслуживать себя сам. Менее агрессивен.
Пользуется языком, чтобы выразить желания и чувства.
Проявляются зачатки чувства юмора.
Наверх...
3-5 лет
Физические способности
Бегает, внезапно убегает и останавливается, движется вперед и назад; бегает галопом, скачет на одной ножке, прыгает, высоко поднимая пятки и вытягиваясь при приземлении.
Поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги.
Манипулирует мелкими предметами. Бросает и может поймать большой мяч.
Одевается, но все еще может испытывать трудности со шнурками, мелкими пуговицами и "молниями".
Мыслительная деятельность
Без устали говорит и задает вопросы.
Начинает понимать, что означают числа.
Может называть причины и обсуждать их; решать более сложные задачи.
Часто сравнивает и может убрать после игры несколько предметов.
Называет многие цвета. Начинает проявлять симпатию и сопереживать другим; плачет над грустными рассказами.
Понимает, что вы не видите того, что видит он, и охотно дает объяснения.
Представляет себя в роли другого, говорит за свои игрушки и дает себе наставления во время игры.
Речь
Высказывает мысли и идеи, используя наряду с настоящим временем прошедшее. Выражает словами чувства, любит говорить. Различает реальность и воображаемый мир; говорит: "Представь, что ты мама, а я буду папой".
Навыки общения
Более послушный и покладистый с вами, но часто спорит с братьями и сестрами и с другими детьми. Большинство детей к этому возрасту перестает устраивать истерики.
Любит быть с другими детьми, но может спокойно играть наедине с собой.
Любит бегать, особенно вместе с другими детьми.
Испытывает скуку и сообщает вам об этом.
Выражает веселье. Начинает рассказывать смешные истории, но не понимает, что в них смешного.
Играет роли телевизионных персонажей и героев фильмов; имитирует других детей.
Самосознание
Занят тем, что подумают другие, поэтому может отказаться носить шорты или настоятельно требовать надеть розовое. Сравнивает себя с другими детьми и с тем, что у них есть и что им позволено. Сообщает, кого и что любит. Любит делать "взрослые вещи", например, выбирать в магазине вещи и оплачивать их.
Эмоции
Независимый; может настойчиво пытаться все делать сам. Более зависим от других детей. Лучше осознает, как нужно вести себя, и более подвержен влиянию культуры других детей, что вы можете не одобрить (например, мальчики не должны плакать, а девочки должны быть послушными); может начать подстраиваться под эту культуру. Не всегда дает вам знать о своих мыслях и чувствах, как это было раньше.
Наверх...
|