Детский сайт для родителей Твой ребенок
Беременность Ребенок Развитие Досуг Видеоканал Каталог детских учреждений Справка Доска объявлений Форум




ТВОЙ РЕБЕНОК
Бижутерия для девочек
Режим дня ребенка
Фотосессия ребенка
Советы психолога
Детско-родительские отношения
Детский сад
Первый год
От года и старше
Развитие речи
Детская одежда
Питание ребенка
Здоровье ребенка
Уход за ребенком
Подготовка к школе
Религия и ребенок
Детская комната

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / Родительское программирование как источник социально-психологических проблем ребенка

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: "С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь".

Проблема программирования - это проблема семей, не отдающих себе отчета в целях своего воспитательного воздействия. Родителям, на наш взгляд, важнее всего внести для себя ясность в то, каким они хотят видеть своего сына или дочь - ориентированного на пользу, прежде всего для себя, или - для своих близких, или - ощущающего свою социальную ответственность перед знакомыми и незнакомыми людьми. Хотят ли они видеть его альтруистом или эгоистом, манипулятором или актуализатором (т.е. склонному относиться к другому человеку, как к самому себе).

Р.В. Овчарова считает, что некоторые, наиболее типичные, способы коммуникации родителей с детьми вызывает определенные эффекты, которые оказывают влияние на развитие ребенка.

Нерешенные психологические проблемы родители проецируют на своих детей. Родительские директивы (то, чему учат родители детей) - скрытые приказания, неясно выраженные в словах или действиях родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, а будут наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем, давшим данную директиву.

Таковы некоторые родительские директивы, их скрытый смысл и влияние на психоэмоциональное развитие ребенка.

Родительские директивы

1. "Не живи"

Родители "уничтожают" ребенка: "Глаза бы мои тебя не видели", "Мне не нужен такой плохой мальчик", "Сколько тревог ты мне принес" (обвинения родителей).

Скрытый смысл: легче управлять ребенком, так как у него возникает чувство вины, он искренне верит, что является "источник проблем". Данная директива несет деструктивный (неразрешимый) характер, и с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком. Он делает для себя вывод: "Лучше бы меня не было".

В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого - суицид. О таких людях часто говорят: "Ходит над пропастью", т.к. они слабы в случае несчастья, жизнь для них ничего не значит. Саморазрушительное поведение, хотя и неосознанное, характерно для этих людей. В школе эти дети очень шумные, и наказание за такое поведение снимает с них чувство вины. Именно это чувство является базовым у преступников. Они, например, в этом случае делают наколки типа "Не забуду мать родную".

Все это не дает возможности таким детям реализовать свои способности, желания.

Для взрослых директива "не живи" работает, как необходимость постоянного доказательства, что человек чего-то стоит, и у него возникает ощущение никчемности существования.

2. "Не будь ребенком"

Достаточно часто встречается фраза родителей: "Что ты ведешь себя, как маленький". При этом делается акцент на том, что детское состояние - плохо, а состояние взрослости оценивается положительно. Данная директива является причиной комплексов, как правило, у старших детей в семье и у единственного ребенка. Например, единственный сын у одинокой матери: "Скорее бы ты стал большим". Это приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.

3. "Не расти"

Данная директива чаще встречается в семьях с единственным или младшим ребенком. Директивы в этих семьях могут быть противоречивыми: "Ты еще мала, чтобы красится", "Мама тебя никогда не бросит".

4. "Не думай"

Часто встречающиеся в речи взрослых фразы: "Не умничай", "Делай, что говорят", "Я лучше знаю, что надо делать". Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания.

Выделяется еще один вариант директивы: "Не думай о чем-то конкретном", когда родители лишают ребенка возможности принимать рациональное решение. Например, мать говорит сыну: "Забудь …". (Последствия: в будущем ребенок может быть забывчивым). Коррекционным воздействием может быть научение ребенка делать паузу между рассуждениями и действиями.

5."Не чувствуй"

Существует два варианта программирования.

По отношению к чувствам (например, "Как тебе не стыдно бояться собаки?", "Как ты можешь злиться на папу?"). Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может вербализировать (высказать словами) свои чувства.

По отношению к ощущениям (например, "Подумаешь, какой-то синяк"). Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений - ожирение).

6. "Не достигай успеха" (например, "У тебя все равно ничего не получится!"). Ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя.

7. "Не будь лидером" (например, "Всегда тебе больше всех надо", "Не высовывайся!"). В этом случае родители скорее всего сами имеют заниженную самооценку и обеспокоены тем, что ребенку будут завидовать сверстники или недолюбливать его.

8. "Не принадлежи"

Иначе эту директиву можно перефразировать так: "Не принадлежи никому, кроме меня". Родители ограничивают свое общение, сужая его только до членов семьи. Они подчеркивают уникальность ребенка, тем самым формируя у него "Я - идеальное". Со временем его самооценка входит в норму, но человек не умеет устанавливать эмоциональные связи, чувствует себя не таким, как все. Он добивается больших результатов, работая один, вне группы.

9. "Не будь близким" (например, "Никому не верь, кроме меня", "Кто, кроме меня, скажет тебе правду?"). Данная директива учит ребенка не доверять другим, считать, что любая близость, откровение для него опасны. Последствия: человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем.

10. "Не делай" (например, "Не делай сам - опасно!", "Я сама сделаю", "Дай, я помогу", "Не делай сам, подожди меня".) С такими опасениями родители обращаются к младшим и "поздним" детям в семье. Последствия: чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы. Корректирующее воздействие: давать детям право на ошибку.

11."Не будь самим собой"

А. Недовольство полом ребенка ( например, папа мечтал, что у него родится сын, а на свет появляется девочка, которую отец воспитывает, как мальчика, то есть учит верховой езде, водить машину, сдерживать свои эмоции и т.п.).

Б. "Будь похожим на …" (например, "Ты можешь лучше", "Стремись к идеалу."). Эти фразы родителей выражают недовольство, желание, чтобы их ребенок превосходил других. Последствия: человек постоянно недоволен собой. Корректирующее воздействие: ориентировать человека на конкретный результат, давать объективную положительную оценку.

12. "Не чувствуй себя хорошо" (например, "Ты у меня такой слабенький, а закончил четверть с хорошими оценками").

Дети воспитываются в культе болезни. Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От директив невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение с ними.

материал предоставлен АУ ТО ДПО "Областной центр "Семья" (автор: Н. М. Нургалиева)

www.family72.ru

Наверх...

Дополнительные материалы:
Ленивый ребенок Ленивый ребенок

Вообще, первое, что нужно сделать, встав перед фактом чужой лени, - это расслабиться и не сильно давить на педали. Иначе отношения испортишь, а воз останется там же, где стоял. Лучше найти компромисс между своим взрослым "надо" и его детским "хочу": не существовало еще на свете ребенка, который бы поленился делать то, что ему "хочется" и "нравиться". Лень встает на защиту своих интересов, только если есть опасность потратить драгоценное время жизни на нелюбимое занятие.

Ребенок в больнице Советы родителям: как вести себя с ребенком в больнице

Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Иначе малыш будет думать, что раз Вы ему не сказали об этом, значит, с ним там будут делать что-то страшное. Детская фантазия может нарисовать настолько ужасные картины предстоящих осмотров, что лучше подробно рассказать малышу, что и как произойдет с ним в поликлинике. Если ему должны сделать прививку или забор крови - скажите, что ему может быть больно, но совсем недолго.

Тесты для родителей Правильно ли Вы воспитываете ребенка? (тест для родителей).

Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.

Стресс у ребенка Послеразводный стресс у ребенка

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилось в жизни вашего ребенка к лучшему?

Развод для ребенка Как сделать развод наименее болезненным для ребенка?

Придется сделать над собой усилие и научиться нормально разговаривать с бывшим супругом. На стадии, когда скандалов и криков не удается избежать, ребенка стоит на время отправить к бабушке. Он сможет вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители найдут в себе силы заключить перемирие и расстаться цивилизованно.

Развод родителей Первый разговор о разводе родителей

Обязательно: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более, что ребенок всё равно рано или поздно об этом узнает.

Детские страхи Детские страхи

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно "вредными" эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется "охранительная" функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Родительское программирование Родительское программирование как источник социально-психологических проблем ребенка

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: "С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь".

Дети врут Ложь ребенка

Большинству родителей мелкая ложь ребенка не покажется серьезным проступком. И все же она заставляет взрослых задуматься над некоторыми важными вопросами, и первый из них: "Как поступить с обманщиком?"

Каталог эффектов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка Каталог эффектов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка

Каталог эффектов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми

Кризисные периоды развития личности ребенка Кризисные периоды развития личности ребенка

Реальное общение людей, которые не пользуются сознательно какой-либо научной периодизацией психического развития, обязательно содержит свое, бытовое (и этим оправданное) представление о периоде жизни человека, что отражается и в словесной маркировке различных возрастов, например дитя, младенец, ребенок, дошкольник, школьник, подросток, юноша, молодой человек, мужчина, зрелый мужчина, старик. Во избежание путаницы мы предлагаем на практике руководствоваться единой возрастной периодизацией, принятой на Международном симпозиуме в г. Москве в 1965 году.

Образ детей разного пола в сознании родителей Образ детей разного пола в сознании родителей

Агрессия (от лат. aggredi - нападать)- любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.

Агрессивность детей Агрессивность детей

Агрессия (от лат. aggredi - нападать)- любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу.

Участие отца в воспитании ребенка Участие отца в воспитании ребенка

С какого возраста воспитание мальчика должен полностью взять на себя отец? Этим вопросом мамы задаются не из праздного любопытства, боятся, что сын вырастет излишне мягким, женственным, зависимым от мамы, или даже женщин вообще.

Памятка родителю от ребенка Памятка родителю от ребенка

"Пусть дом ваш будет, как сад, где радость звенит в голосах ребят, и детство наполнено счастьем".

Семь правил поведения отцов Семь правил поведения отцов

Когда Вы признаете, что главное в жизни для Вас - это дети, каждый час, прожитый Вами на земле, будет наполнен особым смыслом, и это будет самое правильное решение, принятое Вами в жизни.

Семейное воспитание Семейное воспитание - основа формирования здоровья ребенка

Правильное воспитание - одна из важнейших составляющих формирования здоровья ребенка. Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга.

Обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей Обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей

Обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности родителей. Типичные ошибки родителей при воспитании детей.

Адаптация к детскому саду Адаптация к детскому саду

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

Как научить ребенка хорошему поведению? Как научить ребенка хорошему поведению?

"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?" К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.

Как правильно хвалить ребенка? Как правильно хвалить ребенка?

Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.

Половая идентификация у детей Половая идентификация у детей

Половая идентичность сознается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют несколько факторов семейных взаимоотношений.


Изготовление приглашений
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ПРИГЛАШЕНИЙ
Кулинарная книга кормящей мамы
КУЛИНАРНАЯ
КНИГА
КОРМЯЩЕЙ МАМЫ
Календарь беременности для будущих мам
КАЛЕНДАРЬ
БЕРЕМЕННОСТИ
ДЛЯ БУДУЩИХ МАМ
Раскраски для скачивания
РАСКРАСКИ
ДЛЯ
СКАЧИВАНИЯ
Справочники лекарственных средств для детей
СПРАВОЧНИК
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Частные объявления для родителей
ЧАСТНЫЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
   Яндекс.Метрика   
Детский сайт для родителей: статьи, раскраски, досуг, развитие ребенка    О проекте, связь с администрацией : Реклама на сайте : Создание сайта - "Абрамовский и Партнеры"