Половая идентичность сознается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют несколько факторов семейных взаимоотношений.
1. Родительское отношение к полу ребенка
Это отношение формируется еще до того, как ребенок появился на свет. Родители стараются определить его пол, выбирают имя, создают его образ и строят в отношении его планы. Родительская непримиримость с полом новорожденного, разочарование, граничащее с неприятием половой принадлежности, безусловно, исказит процесс полового развития ребенка и повлияет на его половое поведение.
2. Стереотипы полового поведения родителей
В своем воспитании ребенка, родители всегда опираются на существующие в обществе представления и типичном для пола поведении. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, ориентация на достижения, доминантность и агрессивность, уравновешенность и сдержанность. В первую очередь он оценивается по социальным достижениям, тогда как женщина должна быть мягкой, пассивной, замкнутой.
3. Формирование модели полового поведения
Ребенок подражает родителю своего пола, имитирует его поведение. За это он получает или не получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу) стороны родителей. Подкрепление может быть прямым и косвенным. Если мальчик слышит, как кого - то другого обзывают "трусом", "размазней", и т.п. он будет стараться вести себя так, чтобы самому не стать предметом насмешек.
Установки и оценки, которые мы даем детям, как бы невзначай, влияют на структуру его полового самосознания и идентичности. Например, фраза типа:
"Ты совсем такой, как твой отец (мать)…" может привести к трудностям в общении с родителями, неадекватной самооценке, упрямству и повторению поведения родителя. "Плакса-вакса, нытик!" - вызывает сдерживание эмоций, внутреннюю озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем. "Ты гадкий утенок" - недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении, чувство беззащитности.
Родители также более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отцы относятся к девочкам как к маленьким женщинам, а матери к мальчикам, как к маленьким мужчинам. В спокойных уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становилась диктатом для других, ребенок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.
4. Изучение и осознание особенностей своего тела
Одним из аспектов полового воспитания ребенка является его интерес к собственным половым органам и возникающая у многих детей в связи с этим проблема онанизма. Интерес ребенка к своим органам естественен и возникает закономерно, однако родители, сами того не подозревая, стимулируют ранний нездоровый интерес ребенка к своим половым органам (поглаживают гениталии и наблюдают возбуждение ребенка). Стимуляцией повышенного интереса к сексу может быть наблюдение за половыми отношениями родителей. Родителям необходимо прикрывать интимные части тела при ребенке, как только он достиг годовалого возраста. Даже самые маленькие дети должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса, возбуждения, страха, а также спровоцировать сексуальное поведение в отношениях с другими детьми.
Детская мастурбация - это проблема родителей. Во-первых, потому, что большинство взрослых избегают говорить об этом и признавать существование этого явления у своего ребенка. Мастурбации столько же лет, сколько и человечеству. Мир не рухнул и не стал от этого менее гуманным или прекрасным.
Задача родителей - определить, не связано ли стремление ребенка обследовать свои органы с заболеванием мочеполовой или нервной системы. Сделать это можно, обследуя ребенка у детского уролога, педиатра, невропатолога.
Не наказывайте ребенка за его действия, которые свяжутся в сознании дитя со стыдом, запретом и страхом. Сексуальные переживания будут ассоциироваться с болью и ужасом, если взрослый будет угрожать ребенку: "отрезать писю или отбить руки". На нездоровой эмоциональной почве вырастут сексуальные нарушения и извращения.
Оставьте все, как есть природе. Научите ребенка знать и уважать собственное тело, соблюдать нормы и правила ухода за своими органами. Займите ребенка разнообразными делами, чтобы он развивался не только, как сексуальное существо, но и как существо мыслящее.
Ребенок, который пребывает в ладу со всеми проявлениями своей натуры, растет более выносливым и уверенным в себе. У ребенка, который растет в гармонии с собой, больше шансов не поддаться искушениям подросткового возраста. Как только вы воспитаете в себе спокойный подход к вопросам пола, вам будет проще говорить с ребенком на эти темы. А говорить придется!
5. Половые взаимоотношения родителей
Интерес ребенка к продолжению рода возникает на разных этапах его взросления. Постепенно вопросы детей становятся все более детальными, а в 4-5 лет интерес ребенка к деторождению приобретает глубокий характер. На вопрос: "почему мама и папа спят вместе", следует ответить, что родители все делают вместе: растят ребенка, хозяйничают, спят.
Ваша кривая улыбка, потупленный взгляд, неумение найти простые и нейтральные слова для ответа ребенку укрепят детское непонимание и неуверенность. Информация, которую ребенок не в силах понять, будет не раз всплывать в его памяти, обрастать фантастическими деталями, он будет домысливать и дописывать увиденное. Поэтому ребенок не должен быть свидетелем интимных отношений родителей. Если это случилось, спокойно попросите ребенка выйти и вернувшись к нему в спокойном состоянии займите его привычными делами, не заостряя внимания на произошедшем.
6. Детские игры
Часто родителей беспокоит игры половое несоответствие в игровом поведении детей, когда мальчики играют с куклой, а девочки бегают с ружьем. Окрики, запреты, высмеивание глупы и неуместны. Дети реализуют в игре свои потребности, которые не могут реализовать в реальной жизни и, чаще всего, это игровое поведения связано со стремлением ребенка исследовать, приобщится к незнакомому. Дайте им такую возможность и предлагайте ситуации, где у ребенка будет возможность упражняться в типичном для его пола поведении.
Вообще, первое, что нужно сделать, встав перед фактом чужой лени, - это расслабиться и не сильно давить на педали. Иначе отношения испортишь, а воз останется там же, где стоял. Лучше найти компромисс между своим взрослым "надо" и его детским "хочу": не существовало еще на свете ребенка, который бы поленился делать то, что ему "хочется" и "нравиться". Лень встает на защиту своих интересов, только если есть опасность потратить драгоценное время жизни на нелюбимое занятие.
Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Иначе малыш будет думать, что раз Вы ему не сказали об этом, значит, с ним там будут делать что-то страшное. Детская фантазия может нарисовать настолько ужасные картины предстоящих осмотров, что лучше подробно рассказать малышу, что и как произойдет с ним в поликлинике. Если ему должны сделать прививку или забор крови - скажите, что ему может быть больно, но совсем недолго.
Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.
Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилось в жизни вашего ребенка к лучшему?
Придется сделать над собой усилие и научиться нормально разговаривать с бывшим супругом. На стадии, когда скандалов и криков не удается избежать, ребенка стоит на время отправить к бабушке. Он сможет вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители найдут в себе силы заключить перемирие и расстаться цивилизованно.
Обязательно: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более, что ребенок всё равно рано или поздно об этом узнает.
Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно "вредными" эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется "охранительная" функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: "С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь".
Большинству родителей мелкая ложь ребенка не покажется серьезным проступком. И все же она заставляет взрослых задуматься над некоторыми важными вопросами, и первый из них: "Как поступить с обманщиком?"
Реальное общение людей, которые не пользуются сознательно какой-либо научной периодизацией психического развития, обязательно содержит свое, бытовое (и этим оправданное) представление о периоде жизни человека, что отражается и в словесной маркировке различных возрастов, например дитя, младенец, ребенок, дошкольник, школьник, подросток, юноша, молодой человек, мужчина, зрелый мужчина, старик. Во избежание путаницы мы предлагаем на практике руководствоваться единой возрастной периодизацией, принятой на Международном симпозиуме в г. Москве в 1965 году.
С какого возраста воспитание мальчика должен полностью взять на себя отец? Этим вопросом мамы задаются не из праздного любопытства, боятся, что сын вырастет излишне мягким, женственным, зависимым от мамы, или даже женщин вообще.
Когда Вы признаете, что главное в жизни для Вас - это дети, каждый час, прожитый Вами на земле, будет наполнен особым смыслом, и это будет самое правильное решение, принятое Вами в жизни.
Правильное воспитание - одна из важнейших составляющих формирования здоровья ребенка. Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?" К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.
Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.
Половая идентичность сознается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют несколько факторов семейных взаимоотношений.