1. Ребенок боится неизвестности. Никогда не обманывайте ребенка.
Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Иначе малыш будет думать, что раз Вы ему не сказали об этом, значит, с ним там будут делать что-то страшное. Детская фантазия может нарисовать настолько ужасные картины предстоящих осмотров, что лучше подробно рассказать малышу, что и как произойдет с ним в поликлинике. Если ему должны сделать прививку или забор крови - скажите, что ему может быть больно, но совсем недолго.
2. Ваша уверенность и спокойствие передадутся вашему сыну или дочери.
Запретите себе установку: "Больница - боль, страх, опасность". Замените ее на "Больница - помощь, облегчение, выздоровление". Формируйте позитивное отношение, как к улучшению состояния здоровья, так и к работе врачей.
3. Ни в коем случае не боритесь со страхом ребенка с помощью насилия!
Некоторые родители считают, что накинуться всей семьей на малыша, который извивается и кричит; "обезвредить" его брыкающиеся ручки и ножки; схватит голову и насильно влить в рот микстуру - это единственная возможность вылечить ребенка. Бесспорно, вам такое удастся, но не больше, чем однажды. Помните, что это - насилие, а насилие при лечении - худший вариант, так как оно только лишь усугубит детские страхи.
4. Постарайтесь нарисовать для малыша положительный образ врача.
Отлично должна помочь сказка "Айболит", после нее детки обычно проникаются уважением к врачу, который помогал маленьким зверюшкам. Поищите также другие книжки или мультики, в которых заботливый доктор помогает своим маленьким пациентам. Как вариант - можно купить малышу набор доктора. Это может быть как игрушечный, так и настоящий, самостоятельно собранный набор: фонендоскоп, шприц без иголки, пипетка, вата, бинтик.
5. Объясните ребенку, зачем нужно принимать лекарства, проходить процедуры, идти на осмотр к врачу.
Малыши не могут понять, зачем им нужно лечиться. Обычно родители говорят, что это "так надо", либо же "чтобы ты был здоровеньким". Такие варианты не годятся. Объясните, зачем и как нужно избавляться от болезни, которая беспокоит Вашего ребенка. Расскажите какую-нибудь сказку о заболевшем зайчике (слонике, котенке и т.д.) и, который вылечился благодаря процедуре, которую нужно совершить. Чем увлекательнее будет Ваша сказка, тем лучше!
6. Ни в коем случае не приучайте ребенка к осознанию того, что таблетка - это конфетка, и если ребенок ее съест, то ему будет хорошо.
7. Не заставляйте ребенка быть храбрым, не боятся процедур.
Если Ваше чадо поведало Вам о своих страхах, не заставляйте его "быть храбрым" или "хорошим мальчиком". Объясните ему, что боятся это нормально, но сделать все необходимо и вы всегда его поддержите. Если кроха будет знать, что он может заплакать от страха или боли, и за это не будет отруган или наказан - ему будет гораздо легче перенести укол или осмотр ушек или горлышка.
8. Не сравнивайте ребенка с другими малышами.
Ребенок прекрасно понимает, что есть дети, которые не плачут и не боятся, проговаривая это на публику, вы только умножаете страх ребенка, увеличиваете его нерешительность и неуверенность в себе.
9. Не запугивайте ребенка!
Запугиванием вы ничего не добьетесь, только усугубите ситуацию и ребенок не только не избавится от существующих страхов, но и приобретет новые. Тем более, ваши запугивания беспочвенны - уколы ребенку, кроме врача больше никто не пропишет, в больнице вы его не оставите… Будьте честны, так ребенку будет проще понять вас.
10. Не убеждайте его в том, что он сам виноват в своей болезни, травме и т.п.
Этим вы усилите чувство вины и страха, следствием которых могут стать нежелательные психологические осложнения. Конечно, бывают ситуации, когда важно обсудить с ребенком, насколько его неправильное поведение явилось причиной болезни. Но очень важно, чтобы результатом вашей беседы явилось не чувство вины, а понимание причинно-следственной связи между неправильным поведением и болезнью.
11. Разговаривайте с ребенком о происходящем.
Каждый раз объясняйте, что произошло и что ждет ребенка. Не списывайте его непонимание на возраст, Любой малыш способен понять речь мамы - самого близкого ему человека: и в год и в два и в семь лет ребенок понимает и доверяет маме, которая общается с ним на равных.
Так же обязательно поговорите с ребенком после выписки о том, что он пережил. Похвалите его за терпение. Примите все его страхи и жалобы, согласитесь с ним и порадуйтесь тому, как врачи помогли ему стать здоровым.
Самое главное для ребенка - это Ваша забота и любовь.
Ошибки в речи мамы!
Не плачь! Будешь плакать, тебе будут еще больше уколов ставить!
Ешь хорошо! Будешь плохо кушать, я тебя оставлю здесь, а сама домой уйду! (уколов попрошу поставить, к врачу поведу …)
Будешь себя так вести, тебя никогда из больницы не выпишут!
Нет, тебе не будут делать эту процедуру, посмотри туда! (в это время неожиданно ребенку ставят укол или делают другую болезненную манипуляцию)
Ну не плачь! Ох уж эти врачи, им бы только уколы ставить!
Что же ты плачешь! Посмотри никто не плачет, только ты один тут рыдаешь!
Не плачь, а то пойдешь на процедуры с чужой тетей!
Вообще, первое, что нужно сделать, встав перед фактом чужой лени, - это расслабиться и не сильно давить на педали. Иначе отношения испортишь, а воз останется там же, где стоял. Лучше найти компромисс между своим взрослым "надо" и его детским "хочу": не существовало еще на свете ребенка, который бы поленился делать то, что ему "хочется" и "нравиться". Лень встает на защиту своих интересов, только если есть опасность потратить драгоценное время жизни на нелюбимое занятие.
Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Иначе малыш будет думать, что раз Вы ему не сказали об этом, значит, с ним там будут делать что-то страшное. Детская фантазия может нарисовать настолько ужасные картины предстоящих осмотров, что лучше подробно рассказать малышу, что и как произойдет с ним в поликлинике. Если ему должны сделать прививку или забор крови - скажите, что ему может быть больно, но совсем недолго.
Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.
Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилось в жизни вашего ребенка к лучшему?
Придется сделать над собой усилие и научиться нормально разговаривать с бывшим супругом. На стадии, когда скандалов и криков не удается избежать, ребенка стоит на время отправить к бабушке. Он сможет вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители найдут в себе силы заключить перемирие и расстаться цивилизованно.
Обязательно: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более, что ребенок всё равно рано или поздно об этом узнает.
Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно "вредными" эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется "охранительная" функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: "С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь".
Большинству родителей мелкая ложь ребенка не покажется серьезным проступком. И все же она заставляет взрослых задуматься над некоторыми важными вопросами, и первый из них: "Как поступить с обманщиком?"
Реальное общение людей, которые не пользуются сознательно какой-либо научной периодизацией психического развития, обязательно содержит свое, бытовое (и этим оправданное) представление о периоде жизни человека, что отражается и в словесной маркировке различных возрастов, например дитя, младенец, ребенок, дошкольник, школьник, подросток, юноша, молодой человек, мужчина, зрелый мужчина, старик. Во избежание путаницы мы предлагаем на практике руководствоваться единой возрастной периодизацией, принятой на Международном симпозиуме в г. Москве в 1965 году.
С какого возраста воспитание мальчика должен полностью взять на себя отец? Этим вопросом мамы задаются не из праздного любопытства, боятся, что сын вырастет излишне мягким, женственным, зависимым от мамы, или даже женщин вообще.
Когда Вы признаете, что главное в жизни для Вас - это дети, каждый час, прожитый Вами на земле, будет наполнен особым смыслом, и это будет самое правильное решение, принятое Вами в жизни.
Правильное воспитание - одна из важнейших составляющих формирования здоровья ребенка. Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?" К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.
Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.
Половая идентичность сознается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют несколько факторов семейных взаимоотношений.