Как правильно делать массаж ребенку в возрасте 1 месяц? Подробные комплексы упражнений для детского массажа месячному ребенку для родителей на сайте Твой ребенок.ру! Делайте детский массаж правильно!
Краткая характеристика умений и возможностей.
Вы уже знаете, что новорожденный ребенок большую часть суток спит (до 20-22 часов) и ест (6-7 раз). Совсем небольшую часть дня он проводит в состоянии бодрствования; пусть это время будет временем активных движений. Не пеленайте малыша, оставляйте свободными его ручки и ножки.
Движения ребенка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать ее в вертикальном положении. Руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясняется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног повышен (так называемый физиологический гипертонус).
Насколько быстро на смену беспорядочным и бесцельным движениям рук и ног придут движения осмысленные, будет зависеть от того, насколько быстро и успешно разовьется мускулатура, необходимая для таких движений. Но самое главное, это будет зависеть от того, насколько быстро разовьются сенсорный и моторный разделы мозга, которые контролируют такие движения.
У ребенка уже с момента рождения имеется ценный багаж: врожденные двигательные рефлексы. И. П. Павлов назвал их безусловными рефлексами.
К числу врожденных рефлексов относятся пищевые (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительные (поворотили поднимание головы в положении на животе у ребенка первых недель жизни); рефлексы положения (позы) и расположения частей тела (в первом полугодии жизни в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону, т. е. в положении на животе - назад, на спине - вперед, на правом боку - влево, на левом - вправо; поворот таза вызывает у ребенка движение головы и верхней части тела в ту же сторону).
Всякий раз, когда ладони ребенка раскрыты и их слегка касается какой-то предмет, срабатывает хватательный рефлекс, и младенец сжимает кулаки. Часто и сами матери провоцируют ребенка на хватательный рефлекс, забавляясь тем, что кладут в его ладони свои пальцы. Однако вряд ли они делают это сознательно, думая при этом о развитии детского мозга. Другие домашние делают то же самое, и очевидно, что чем большей любовью пользуется новорожденный, тем большее внимание ему уделяется, следовательно, тем чаще он пользуется своим хватательным рефлексом и благодаря этому быстрее развивается.
Один из рефлексов (расположение частей тела) может быть использован для воспитания у детей свободной позы во время сна, что имеет большое значение для полноценного отдыха и развития ребенка. Как часто дети спят, что называется, "свернувшись калачиком", лежа на боку с прижатыми к груди руками и притянутыми к животу ногами. Такая поза во время сна, который у детей занимает большую часть суток, не дает достаточного расслабления мышцам и приводит в дальнейшем к нарушениям осанки.
Наблюдения за детьми во время сна показали, что свободное расположение ног зависит от положения рук если ребенок, лежа на спине, кладет руки за голову, то ноги свободно выпрямляются. Если же малыш прижимает руки к груди, то ноги при этом, как правило, притягиваются к животу. Поэтому следует перед сном предлагать детям класть руки за голову, воспитывая таким образом навык свободной развернутой позы во время сна. Во время бодрствования почаще выкладывайте малыша на живот. Это положение позволит ему раньше начать поднимать и удерживать голову, поворачивать ее в разные стороны, наблюдая за окружающим миром. Чтобы облегчить это положение, подложите ребенку под грудь сложенную в несколько раз пеленку.
Положите его лицом вниз, и вы сами увидите, как сначала беспорядочные и бесполезные движения рук и ног постепенно станут осмысленным движением ползком. Нам, возможно, нравится наблюдать за ним, когда он лежит в положении "лицом вверх", но он-то хочет начать двигаться по той древней дороге, которая рано или поздно приведет его к ходьбе. И эта дорога начинается прямо здесь и сейчас.
У ребенка с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов: при раздражении кожи некоторых частей тела ребенок совершает определенные движения. Например, рефлекс Таланта - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи вдоль позвоночника, "феномен ходьбы" - при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения; или "феномен ползания" - при прикосновении руками взрослого к подошвам младенца тот отталкивается от рук и "ползет". Эти врожденные рефлексы сохраняются недолго, до 3-4 месяцев.
В первые месяцы жизни ребенка, когда у него сохраняется физиологический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо использовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием. На этом принципе основаны все активные (т. е. когда ребенок совершает движения самостоятельно) упражнения.
Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то в этом возрасте они не могут иметь места, так как при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над ним.
Уже к концу первого месяца жизни ребенок останавливает взгляд на лице матери или ухаживающих за ним взрослых. У малыша появляется первая улыбка.
В течение второго (а иногда и первого) месяца ребенок, лежа на животе, начинает поднимать голову, поворачивать ее в стороны, наблюдать за движущимися крупными предметами. Улыбается, когда над ним наклоняется взрослый.
Ласковый разговор взрослых с ребенком вызывает "комплекс оживления" - беспорядочные движения руками и ногами, размахивание ими в разные стороны. Это очень полезная реакция, так как стимулируется развитие движений, направленных от центра тела. Чаще общайтесь с малышом, разговаривайте с ним.
В течение 3-го месяца ребенок уже может поворачиваться со спины на бок и иногда, во время своих беспорядочных движений, закинув одну ногу за другую, оказывается на животе. Поэтому будьте осторожны и не оставляйте малыша без присмотра там, где, повернувшись, он может упасть.
Таким образом, главной целью ваших ежедневных занятий с ребенком является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо следующее:
- частое общение и ласковый разговор с ребенком, которые стимулируют "комплекс оживления";
- отсутствие стесняющего движения тугого пеленания ребенка;
- частое выкладывание ребенка на живот;
- ежедневные теплые ванны и плавание;
- легкий поглаживающий массаж всего тела;
- стимулирование активных движений ребенка, связанных с работой мышц-разгибателей, для чего используется основной двигательный фонд этого возраста - врожденные рефлексы.
И еще: купите ребенку большой яркий надувной мяч (пластиковый). Эта замечательная игрушка послужит вашему малышу первым гимнастическим снарядом. Упражнение "покачивание на мяче" очень нравится детям, прекрасно тренирует вестибулярный аппарат и мышцы всего тела.
Свыше полувека назад русский нейропсихолог Борис Класовский продемонстрировал, что развитие мозга котят и щенят в первые де-сять-двадцать дней жизни резко ускоряется, если их подвергнуть мягкой вестибулярной стимуляции. Такая стимуляция, проводимая очень бережно, весьма приятна новорожденным. Вы любите брать своего малыша на руки? Поносите его по кругу, но не просто носите вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед-назад и из стороны в сторону.
Носите ребенка по всему дому, рассказывая ему о том, где он находится, какие вещи его окружают.
Во время занятий будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Делайте упражнения бережно, начинайте медленно и спокойно, постепенно переходя к следующим стадиям.
Всегда останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет.
Только в этом случае он с радостью будет ждать следующего занятия!
Первый комплекс упражнений массажа для ребенка в 1 месяц
План занятий
1. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой руке.
2. Приподнимание из положения на спине.
3. Массаж ног поглаживание, 6-8 движений по каждой ноге.
4. Выкладывание на живот - рефлекторное упражнение, 15-20 секунд.
Массаж спины: поглаживание, 4-5 движений.
Разгибание позвоночника - рефлекторное упражнение, 2-3 раза
на каждом боку.
Массаж живота:
- круговое поглаживание, 5-6 раз;
- встречное поглаживание, 5-6 раз;
- поглаживание косых мышц живота, 5-6 раз;
- круговое поглаживание, 5-6 раз. Упражнение для укрепления мышц живота. 2-3 раза.
9. Массаж стоп: поглаживание, 5-6 раз.
10. Сгибание и разгибание стоп - рефлекторные упражнения, 3-4 раза.
11. "Ползание" - рефлекторное упражнение. 2-3 раза.
12. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.
13. "Ходьба* - рефлекторное упражнение, 2-3 раза.
14. Встряхивание рук.
15. Покачивание в позе "эмбриона", по 2-3 раза в каждую сторону.
16. Покачивание на мяче.
Методические замечания при выполнении массажного комплекса детям
Теперь перейдем к подробному объяснению массажных приемов и упражнений.
1. Массаж рук. Исходное положение (И. п.): ребенок лежит на спине ногами к взрослому.
Вложите большой палец своей руки в кисть ребенка, правую руку удерживайте левой рукой, левую - правой. Поглаживание проводится одноименной рукой в направлении от кисти на плечо и к подмышечной складке. Для лучшего расслабления рук ребенка поглаживание выполняется в основном по внутренней (сгибательной) поверхности. Этот прием повторите 6-8 раз.
2. Приподнимание из положения на спине. Итак, ребенок лежит в постели на спине, дайте ему схватить или большие пальцы своих рук, или деревянный округлый штырь, после чего приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров. Всегда, как только заметите, что хватка вашего ребенка ослабла или что выражение радости на его лице сменилось озабоченностью, успевайте опустить его.
Каждое упражнение делается не больше минуты. Однако за минуту вы можете 7-8 раз приподнять его.
Через одну-две недели приподнимайте ребенка все выше и выше так, чтобы он сам начинал удерживать часть собственного веса.
Самое важное - не забывайте радостно и громко хвалить малыша всякий раз, когда он хватает и отпускает.
3. Массаж ног. И. п. то же, что и при массаже рук (см. упражнение 1).
Правую ногу ребенка удерживайте правой рукой, левую - левой. Поглаживание проводится по задне-наружной поверхности ноги по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. В конце движения рука направляется кпереди к паховой складке. Повторите 6~8 раз.
4. Выкладывание на живот. Положите ребенка на живот, голова его приподнята, руки опираются на предплечья, бедра разведены в
стороны.
Это упражнение относится к активным, основано на защитно-оборонительном рефлексе: в первые недели жизни ребенок поворачивает, а затем поднимает голову из положения на животе.
Старайтесь чаще выкладывать малыша на живот (например, перед каждым кормлением), так как это хорошая тренировка для задних мышц шеи и спины.
Длительность упражнения определяем индивидуально, начиная с 5-10 секунд, постепенно увеличивая.
5. Массаж спины. И. п.: ребенок лежит на животе, руки под грудью.
Поглаживайте спину ребенка от ягодиц к голове тыльной стороной кисти (используя прием глажения), а в обратном направлении, от головы к ягодицам, - ладонью. Повторите 4-5 раз.
В дальнейшем поглаживание можно делать одновременно двумя руками.
6. Разгибание позвоночника. И. п.: ребенок лежит на боку.
Одной рукой придерживайте ноги ребенка. Большим и указательным пальцами (или указательным и средним) другой руки легко проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает спину.
Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе (рефлексе Таланта).
Повторите это движение на левом боку, меняя соответственно руки.
Старайтесь сделать это упражнение несколько раз в день, тренируйте мышцы-разгибатели позвоночника.
7. Массаж живота. И, п.: ребенок лежит на спине.
Начинаем с кругового поглаживания. Ладонью правой руки круговыми движениями, по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка, не надавливая на область печени (правое подреберье). Повторите 5-6 раз.
Встречное поглаживание. Положите ваши руки на живот ребенка следующим образом: ладонь правой руки - сверху левой половины живота, тыльная сторона пальцев левой руки - внизу правой половины живота ребенка. Одновременно поглаживайте ладонью вниз, а тыльной стороной пальцев - вверх. Повторите 5-6 раз.
Это движение совпадает с ходом перистальтики кишечника, что определяет его особую эффективность при различных нарушениях деятельности кишечника.
Поглаживание по косым мышцам живота. Подведите ладони обеих рук под поясницу ребенка. Затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы соединяются над пупком. И так тоже 5-6 раз.
Завершите массаж 2-3 круговыми поглаживаниями.
Массаж живота надо делать и вне ежедневных занятий, это эффективная помощь при запорах и болезненном отхождении газов. В этом случае движения должны быть очень медленными и плавными, с легким усилением давления в левой нижней части живота*.
8. Упражнение для укрепления мышц живота. И. п. то же. Подведите ладони обеих рук
под спину ребенка, поддерживая его голову. Дайте малышу опереться стопами о ваш живот. Медленно поднимите руки почти до вертикального положения, затем также медленно опустите. Следите, чтобы ребенок не терял опоры. Это упражнение служит хорошей подготовкой к присаживанию.
9. Массаж стоп. И. п. то же. Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки положите на тыльную сторону стопы, создавая опору. Круговыми движениями большого пальца энергично поглаживайте подошву, можно "рисовать" восьмерку. Затем промассируйте другую стопу, меняя соответственно руки.
10. Сгибание и разгибание стоп - рефлекторное упражнение. И. п. то же. Удерживайте ногу ребенка в области голени. Кончиком большого пальца быстро нажмите на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это раздражение ребенок сгибает стопу.
Затем этим же пальцем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Ребенок рефлекторно разгибает пальцы.
Каждое упражнение повторите 3-4 раза.
11. "Ползание" - рефлекторное упражнение. И. п.: ребенок лежит на животе, согнув ноги. Разведите его колени в стороны, стопы соедините.
Осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка. Вслед за этим большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим его подошвам,
В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги, и продвигается вперед. Важно, чтобы ваши руки были плотно прижаты к столу, создавая опору. В противном случае ребенок оттолкнет руки, а сам останется на месте.
Это активное упражнение основано на врожденном кожно-ножном рефлексе. "Феномен ползания" сохраняется до 2,5-3 месяцев жизни.
При выполнении этого движения надо соблюдать осторожность: прикасаться к подошвам ребенка можно только тогда, когда стопы обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок легко может соскользнуть со стола.
12. Массаж груди. И. п.: ребенок лежит на спине,
Начните с поглаживания, которое выполняется обеими руками (ладонными или тыльными поверхностями пальцев). Одновременным движением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к подмышечным впадинам Поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам.
Затем, обхватив грудь ребенка, быстрыми движениями, очень нежно надавливайте на грудную клетку.
Этот прием вибрационного массажа рефлекторно вызывает более глубокий вдох.
13. "Ходьба" - рефлекторное упражнение. И. п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе.
Дайте малышу прикоснуться к твердой поверхности стола. Это раздражение вызывает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка наклоняя его вперед.
При выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы на опору (не позволяйте ему "ходить" на цыпочках).
Практика показывает, что рефлекторная "ходьба" - самое любимое упражнение, доставляющее удовольствие и детям, и взрослым. "Ходите" чаще!
14. Ваш ребенок устал - положите его на спину и сделайте легкое встряхивание ручек.
Захватите кисть ребенка также, как и при массаже, и очень легко встряхните обе руки, слегка разведя их в стороны. Если ребенок сопротивляется (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), значит, он еще не готов к этому упражнению. В таком случае повторите поглаживание рук.
15. Покачивание в позе "эмбриона". И. п.: ребенок лежит на спине.
Сгруппируйте ребенка, т. е. сложите ручки на груди, подтяните согнутые ноги к животу (разведя колени и соединив стопы), наклоните голову к груди. Придерживайте руки и ноги одной рукой, а другой - поддерживайте голову под затылком.
В такой позе, напоминающей положение эмбриона, покачивайте ребенка в различных направлениях; вперед-назад, вправо-влево, по кругу по 2-3 раза в каждую сторону.
Это упражнение благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день.
16. Покачивание на мяче. Возьмите надувной пляжный мяч большого размера. Положите ребенка животом на мяч, разводя его колени широко в стороны. Придерживайте малыша в области спины.
Покачивайте мяч в различных направлениях; вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. Это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды. Оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.
Примечания
Занятие длится примерно 15 минут.
Предложенный комплекс необязательно выполнять полностью за один раз. Если ребенок слишком мал, быстро устает или у него плохое настроение, ограничьтесь массажем и 1-2 упражнениями. Остальное вы можете сделать в любое удобное время в течение дня.
Последовательность массажных приемов и упражнений старайтесь сохранить. Поглаживание выполняется мягко, в медленном темпе. Не допускайте резких движений, они мешают расслаблению мышц.
И самое главное: во время занятий активно общайтесь с малышом, ласково разговаривайте с ним, поддерживайте у него радостное настроение.
Наверх...
|