Массаж ребенка 6, 7, 8, 9 месяцев, полезные советы и техники массажа для родителей, которые научат правильно делать массаж на сайте Твой ребенок.ру!
Краткая характеристика умений и возможностей.
Ребенок перешагнул через важный возрастной рубеж 6 месяцев. Он очень повзрослел.
Полугодовалый малыш самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на ноги. И, самое важное, ползает.
Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Но вы, вероятно, знаете детей, которые пропустили этот этап, и существует мнение, что ползание - это потерявшая смысл стадия развития человека.
Было бы большой ошибкой согласиться с таким мнением, потому что ползание является тем естественным, доставляющим много удовольствия ребенку упражнением, благодаря которому укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.
Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать, так как качество этих актов в большой степени зависит от упражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение". Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к году ходил, но еще более важно, как он сидит и как ходит, потому что неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба деформирует ноги. Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четвереньках оно более совершенно и становится как бы "предходьбой",
В какой-то момент первого года жизни ползающий на животе младенец делает одно очень важное открытие. Он обнаруживает, что способен встать на четвереньки и двинуться вперед, не елозя животом по полу.
Некоторое время он может ползать на четвереньках, выбрасывая вперед обе руки вместе, а затем так же вместе подтягивая к ним ноги.
Это будет очень похоже на кроличьи прыжки; такой способ передвижения называется гомологическим.
Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно правые руку и ногу, он ставит их, а потом так же одновременно подтягивает левые руку и ногу. Такое движение называется гомолатеральным.
Ну и, наконец, он может передвигаться самым эффективным способом. Младенец упирается на левую руку и правую ногу и при этом подтягивает вперед правую руку и левую ногу. Затем он переносит центр тяжести на них и начинает подтягивать левую руку и правую ногу. Это называется перекрестным видом движения и является самым эффективным способом ползания.
После 6-7 месяцев пределы манежа, а тем более детской кроватки, уже не обеспечивают все растущие потребности малыша в движении.
Ребенок нуждается в большей свободе, поэтому дайте ему возможность ползать по полу, по низким широким диванам, креслам: соорудите ему горку, чтобы малыш мог влезать и самостоятельно спускаться, вставать и ходить с опорой. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве знакомой ему комнаты, по возможности не ограничивайте его любопытство.
Тяжело ползать на четвереньках по гладкой поверхности (да и вредно), поэтому лучше постелить на пол ковер. Естественно, пол по-прежнему должен оставаться чистым, теплым и безопасным.
Заранее уберите с пути малыша все предметы и виды мебели, которые не слишком устойчивы. Помните, двигательные навыки вашего ребенка быстро развиваются, завтра он доползет до тех вещей, которые сегодня кажутся вам недоступными для него". Хорошо, если в комнате минимум мебели, но максимум свободного места.
Чтобы стимулировать жажду познания у своего малыша, оставляйте разные интересные предметы в отдаленных углах комнаты.
С каждым днем он должен проползать на четвереньках все больше и больше. Начните с того, что позволяйте ему ползать понемногу, но как можно чаще. А затем - все дальше, ведь ему надо изучать окружающий мир и совершенствовать свое тело.
Во втором полугодии жизни ребенок уже способен согласовывать, правильно распределять работу своих мышц (сгибатели и разгибатели конечностей уже полностью уравновешены), поэтому движения становятся более целеустремленными и экономными. Так, например, в 5 месяцев ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку берет двумя руками, а в 6-7 месяцев он берет ее одной рукой, перекладывает из руки в руку, постукивает игрушкой о предметы и т. д.
Только после 6 месяцев дети способны, напрягая одну мышечную группу, например мышцы спины, одновременно расслаблять мышцы противоположного действия (антагонисты), брюшной пресс. В связи с этим возможны уже более сложные упражнения на координацию движений.
Все упражнения сопровождаются краткими, отчетливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т.д., которые должны быть всегда одинаковыми и точно соответствовать требуемому действию.
Таким образом, основной целью занятий с ребенком в возрасте от 6 до 9 месяцев становится:
- научить ребенка ползать на четвереньках;
- воспитывать координацию и ритмичность движений;
- развивать понимание речи.
Для этого необходимо:
- часто ласково общаться с ребенком, используя краткие точные речевые инструкции во время занятий;
- дать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа или кроватки;
- вводить новые, более сложные по координации движения.
Что касается массажа, то во втором полугодии можно уже не массировать руки и ноги ребенка. Массаж же спины, живота и груди становится более энергичным и разнообразным, используются все знакомые приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и т, д.
Четвертый комплекс упражнений для массажа детей в возрасте 6, 7, 8, 9 месяцев
План занятий
1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.
2. Упражнения для ног:
- одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;
- сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.
3. Поворот со спины на живот (в одну сторону). 4. Массаж спины и ягодичной области:
- поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
- растирание: по всей поверхности 2-3 раза;
- поглаживание - каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;
- разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;
- стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота:
- поглаживание - все приемы по 2-3 раза;
- растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;
- пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;
- пощипывание вокруг пупка;
- поглаживание - все приемы по 2-3 раза.
7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.
8. Круговые движения руками, 4-6 раз.
9. Массаж стоп.
10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.
11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.
12. Массаж груди:
- поглаживание, 2-3 раза;
- вибрационный массаж, 2-3 раза;
- поглаживание, 2-3 раза.
13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.
14. "Бокс", 5-6 раз каждой рукой.
15. "Тачка".
Методические указания для проведения занятий с ребенком в возрасте 6, 7, 8, 9 месяцев
1. Скрещивание рук на груди. Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс, упражнение 2), вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки.
Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет.
2. Упражнения для ног. Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6 раз (см. III комплекс, упражнение 5).
Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим образом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.
Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.
3. Поворот со спины на живот. После б месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: "Повернись на живот". Можно помочь ребенку легким поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.
4. Массаж спины. Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему плану (см, III комплекс, упражнение 7):
- поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;
- растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;
- поглаживание, 2-3 раза;
- разминание мышц спины;
- разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6 движений);
- поглаживание 2-3 раза;
- поколачивание или пощипывание ягодичной области.
5. Ползание на четвереньках. И. п.: ребенок лежит на животе.
Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет - помогите ему, поставив малыша на четвереньки, и, заинтересовав его игрушкой, побуждайте ползти.
Ползание - упражнение пассивно-активное, это прекрасная тренировка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса.
После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность
ползать по полу.
6. Массаж живота. Выполните по знакомому плану (III комплекс, упражнение 9):
- поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота по 2-3 раза каждый прием;
- растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мышцам живота по 2-3 раза;
- пощипывание вокруг пупка;
- поглаживание - все приемы по 2-3 раза каждый.
7. Присаживание с прогибанием позвоночника. Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс, упражнение 10).
После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну руку.
И. п.: ребенок лежит на спине.
Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите ребенка за правую ручку и со словами "сядь-сядь" и т. п. побуждайте ребенка сесть, опираясь на локоть.
В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины.
Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок.
Это упражнение - активная тренировка мышц брюшного пресса. Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его на правый бок.
8. Круговые движения руками. Усложните это знакомое вам упражнение (см. Ш комплекс, упражнение 15), вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки, Движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, так как это сложное по координации упражнение. Повторите 4-6 раз. 9- Массаж стоп (см, II комплекс, упражнение 11).
9. Поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их. Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 106).
Упражнение повторите 6-8 раз.
10. Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки. И. п.: ребенок лежит на животе. Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти), далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш поднимает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот. Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях.
После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя.
Приподнимание туловища - движение активное, интенсивно работают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает повреждение в плечевых суставах.
11. Массаж груди. Выполняется по следующему плану (см. II комплекс, упражнение 14):
- поглаживание верхней части груди, 2-3 раза;
- поглаживание по межреберьям, 2-3 раза;
- вибрационный массаж, 2-3 раза;
- поглаживание, 2-3 раза.
12. Присаживание за согнутые руки. И, п.. ребенок лежит на
спине. Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, что-
- бы ладони ребенка были обращены к нему. Разведите руки всего лишь на ширину плеч, затем просьбой: "сядь*, и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка сесть. И так 1-2 раза.
Если малыш способен на такое напряжение, то он поднимает голову и туловище и подтягивается, сгибая руки. Если же руки ребенка остаются выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным.
В дальнейшем можно вкладывать в кисти ребенка кольца.
13. "Бокс". Это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс) после 8 месяцев можно делать в положении сидя.
14. "Тачка" (ходьба на руках). В конце занятия приподнимите ребенка горизонтально над столом так, чтобы он опирался на выпрямленные руки, ноги удобнее захватить "вилочкой", другой рукой можно поддерживать под животом.
В этом положении ребенок поднимает голову и идет на руках вперед.
Наверх...
|