Массаж для ребенка 4, 5 месяцев-полезные советы и техники для родителей на сайте Твой ребенок.ру, которые помогут делать массаж ребенку правильно!
Краткая характеристика умений и возможностей ребенка
Малыш становится все более активным, он живо интересуется окружающим миром. Утоляйте его всевозрастающее любопытство, беря на прогулки по квартире, пусть ребенок наблюдает за жизнью взрослых, общается с ними.
В то же время у ребенка должна быть возможность для самостоятельных занятий с игрушками, которые развешиваются перед ним на расстоянии вытянутой руки или вкладываются в ручку. Но лучшими игрушками для 4-б-месячного малыша становятся собственные руки и ноги. Он может подолгу рассматривать их и тянуть ко рту". Что касается движений ребенка, то к возрасту 4-5 месяцев повышенный тонус мышц-сгибателей конечностей исчезает и размахивание руками и ногами носит свободный и целенаправленный характер.
У детей, задерживающихся на стадии гипертонуса сгибателей, движения развиваются неполноценно. Такая задержка после 5 месяцев может быть следствием нарушений развития нервной системы, гипотрофии или других заболеваний, а также неправильного ухода.
Полезно также иметь несколько мячей разного диаметра и по возможности из разных материалов (надувные, пластиковые, могут быть два одинаковых, различающихся по цвету, - эти мячи меняются в кроватке ребенка в разные дни, мягкие мячики из ткани для хватания рукой, два резиновых мячика разного диаметра).
Чтобы простимулировать это весьма полезное развлечение, наденьте ребенку на ноги яркие носочки (лучше разного цвета), можно сделать разноцветные рукавички с прорезями для большого пальца, крепко пришить к ним яркие пуговки или бусины. Малыш будет с удовольствием рассматривать ваше творение, пытаться схватить ручкой особенно заинтересовавшее его. Так формируется хватательный рефлекс, управляемый взглядом.
Нормальное развитие не является чем-то самопроизвольным, совершающимся без влияния целого комплекса сознательно созданных внешних условий.
Даже самый полноценный новорожденный, лишенный ежедневной ванны, правильного массажа и полноценной гимнастики, а также постоянного индивидуального ласкового общения со взрослым, будет отставать в своем физическом и психическом развитии от сверстников.
В возрасте 4-5 месяцев ребенок самостоятельно поворачивается со спины на живот; лежа на животе, поднимается на выпрямленных руках. Взятый под мышки, малыш стоит прямо, не подгибая ног. И наконец, пытается сесть, держась за что-нибудь руками.
Не торопитесь сажать ребенка, обкладывая его со всех сторон подушками. Позвоночник его еще очень подвижен, и раннее сажание приводит в дальнейшем к нарушениям осанки. Если же ребенок находится в положении полусидя в специальном детском креслице или в рюкзаке, обеспечьте ему твердую опору под спину,
Какое-то время в течение первых месяцев жизни новорожденный учится использовать движения рук и ног, чтобы двигать себя вперед, елозя животом по полу. Сначала малыш может двигаться самым беспорядочным образом, переставляя руки и ноги как попало. Потом он может начать вытягивать обе руки вперед, одновременно отталкиваясь ногами. Потом, опираясь всем весом на руки, он может как бы "грести" ногами. Такой вид движения называется гомологическим. Так двигаются лягушки.
Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно правые руку и ногу, он при этом также одновременно отталкивается левыми рукой и ногой. Потом все происходит наоборот. Такое движение называется гомолатеральным.
У здорового ребенка оба этих вида движения быстро уступают место третьему, которое называется перекрестным.
При этом самом развитом виде движения новорожденный движется, толкая себя вперед правой рукой и левой ногой и одновременно подтягивая левую руку и правую ногу, чтобы перенести на них точку опоры, готовясь к следующему акту движения. Чтобы малышу было интересно ползать, разместите его любимые игрушки на некотором расстоянии так, чтобы ребенок хорошо их видел, но не мог достать.
Постепенно увеличивайте дистанцию до желанной цели, учитывая успехи вашего ребенка в ползании. Когда ребенок доберется до игрушки, похвалите его и дайте возможность насладиться добычей. Еще больше нравится детям ползти вслед за мамой. Ребенок, который еще не умеет ходить и не способен поддерживать свое тело в вертикальном положении, живет в горизонтальном мире. Перейдите ненадолго на его уровень, уровень пола. Проведите какое-то время вместе на полу, играя и выполняя некоторые упражнения*". Конечно, окружающая обстановка должна быть безопасной, а пол - чистым, теплым и ровным.
Что касается ползания по полу, то последний и самый важный момент состоит в том, что отношение ребенка к этому занятию будет прямым отражением вашего собственного отношения. Если вы относитесь к полу как к странному и враждебному месту для новорожденного, то он и сам будет относиться к этому месту как к чему-то странному и враждебному. Более того, если ваш новорожденный поймет, что, в то время как он находится на полу, ни папы, ни мамы поблизости нет, то пол будет ассоциироваться для него с одиночеством и изоляцией.
Вы являетесь всем для своего ребенка - теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации. Если ваш новорожденный находится на полу, то и вы должны находиться там же.
Ежедневный массаж и гимнастика длятся все дольше (до 30 минут). Важно, чтобы ребенок сохранял бодрое и радостное настроение в течение всего занятия и с удовольствием выполнял новые, все более сложные по координации движения. Поэтому желательно сопровождать упражнения, такие, как скрещивание рук на груди, бокс, сгибание и разгибание ног, четким и ритмичным счетом*. Можно заниматься под негромкую, ритмичную музыку.
Сформулируем цель занятий массажем с детьми 4-6 месяцев:
- окончательно нормализовать тонус мышц ног;
- воспитать опорную реакцию стоп;
- научить ребенка удерживать предметы;
- развивать ритмичность движений.
Для этого используем:
- ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет;
- активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть;
- пассивные упражнения;
- игрушки, соответствующие возрасту;
- плавание;
- массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы.
Массаж детей этого возраста становится еще более продолжительным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, вводится новый прием: разминание. В детской практике используются самые нежные варианты разминания: валяние, продольное разминание. Валяние выполняется прямыми ладонями обращенных друг к другу рук (мышцы помещаются
между ними), продольное разминание делается одной рукой, другая в это время удерживает конечность ребенка.
Для укрепления мышц применяются стимулирующие приемы: поколачивание и пощипывание, которые надо делать быстро, ритмично и легко.
Не забывайте, что массаж любой части тела начинается и заканчивается общим поглаживанием. Поглаживание также выполняется между другими приемами.
Третий комплекс упражнений массажем с ребенком План занятий
1. Массаж рук:
- поглаживание, 3-4 раза по каждой руке;
- кольцевое растирание, 3-4 раза по каждой руке;
- поглаживание, 2-3 раза по каждой руке.
2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.
3. Массаж ног:
- поглаживание, 2-3 раза по каждой ноге;
- кольцевое растирание, 3-4 раза по всей длине ноги;
- поглаживание, 2-3 раза;
- разминание: валяние или продольное разминание, 2-3 раза по всей длине ноги;
- поглаживание, 2-3 раза.
4. Скользящие шаги, 5-6 раз каждой ногой.
5. Одновременное сгибание и разгибание ног, 5-6 раз.
6. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону.
7. Массаж спины и ягодиц:
- поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
- растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев или пиление, 3-4 раза по всей поверхности;
- поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
- разминание: по длинным мышцам спины по 5-6 движений и разминание одной рукой ягодичных мышц по 5-6 движений;
- поглаживание, 2-3 раза всей спины и ягодиц;
- стимулирующие приемы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц.
8. "Парение" в положении на животе, 1 раз несколько секунд. 9- Массаж живота:
- оглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота - каждое движение 2-3 раза;
- растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза по всей поверхности, и пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;
- стимулирующий прием: пощипывание вокруг пупка;
- поглаживание - все приемы по 2-3 раза.
10. Присаживание с прогибанием позвоночника, 1 раз.
11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения:
- поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;
- растирание, 5-6 раз;
- поколачивание;
- поглаживание, 2-3 раза;
- сгибание и разгибание стоп, по 5-6 раз каждое движение.
12. Подтанцовывание.
13. Массаж груди:
- оглаживание, 2-3 раза;
- вибрационный массаж, 3-4 раза;
- oпоглаживание, 2-3 раза.
14. "Парение" на спине, 1 раз несколько секунд. 15- "Бокс" или круговые движения руками, 5-6 раз. 16. Ползание.
Методические замечания по занятию массажем с детьми 4, 5 месяцев
1. Массаж рук. Выполните 3-4 поглаживания по всей длине руки, затем - кольцевое растирание 3-4 раза и снова - поглаживание (см. II комплекс, упражнение 1). После четырех месяцев, если тонус мышц уравновешен и кисть хорошо раскрыта, массаж рук можно не делать*.
2. Скрещивание рук на груди (см. II комплекс, упражнение 2). Ребенок уже хорошо держится за ваши пальцы, поэтому кисть можно не придерживать.
Темп движений меняйте от медленного к более быстрому, затем - снова к медленному. Упражнение сопровождается ритмичным счетом".
3. Массаж ног. Выполните 2-3 поглаживания по всей длине ноги, затем - кольцевое растирание по наружной поверхности 2-3 раза (см. II комплекс, упражнение 3)-
Следующий прием - разминание. В детском массаже используются самые нежные приемы: валяние и продольное разминание.
Валяние выполняется следующим образом: положите голень ребенка между ладонями своих рук так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая - на заднюю. Одновременно двумя ладонями производите энергичные круговые, смещающие мышцы, движения (в противоположных направлениях), продвигаясь от стопы к бедру, затем - в обратном направлении. И так 2-3 раза.
Продольное разминание: нога ребенка свободно лежит на вашей ладони, которая поддерживает ее в нижней части голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной поверхности голени и, смещая их в сторону большого пальца, производите одновременно круговые и поступательные движения, напоминающие замешивание теста. Разминайте мышцы, расположенные на наружной поверхности голени и бедра ребенка, начиная от стопы по направлению к бедру и обратно, 2-3 раза. Завершите массаж общим поглаживанием всей ноги ребенка. Затем массируйте другую ногу.
4. Скользящие шаги. Это упражнение вам знакомо (см. П комплекс, упражнение 4). К четырехмесячному возрасту движения ног ребенка уже свободные, так как тонус мышц уравновешен.
Шаги лучше делать под ритмичный счет, темп можно менять: сначала медленно, затем - побыстрее, в конце упражнения - снова медленно.
5. Одновременное сгибание и разгибание ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Обхватите ноги ребенка в верхней части голеней так,
чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на зад не-наружную поверхность голеней.
Согните одновременно обе ноги с легким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно разогните их. Повторите упражнение 5-6 раз под ритмичный счет. Если ребенок сопротивляется сгибанию, то достаточно слегка помассировать под коленками, чтобы добиться сгибания. Если малыш "не хочет" разгибать ноги, то выполните движение с легким потряхиванием, это облегчает разгибание.
6. Поворот со спины на живот. В возрасте 4,5-5 месяцев ребенок поворачивается практически самостоятельно, без поддержки за руку.
Заинтересуйте малыша игрушкой, положив ее с той стороны, куда он должен повернуться. Скажите: "Повернись на живот", - и подкрепите свои слова легким поворотом ног и таза ребенка. Выполните повороты через правый и левый бок по 2-3 раза.
7. Массаж спины и ягодиц. Начните массаж с 2-3 поглаживаний по всей спине и ягодицам. Затем сделайте растирание подушечками пальцев или растирание тыльной стороной согнутых пальцев (см. И комплекс, упражнение 6).
Можно добавить еще один прием растирания: "пиление". Пиление выполняется локтевым краем одной кисти или обеих. При работе двумя руками кисти ставятся ладонями
друг к другу на расстоянии 1-2 см. Делайте пилящие движения в противоположных направлениях, продвигаясь по всей спине. Отмассировав спину малыша до легкого порозовения, переходите к растиранию ягодиц.
Не забудьте поглаживать кожу ребенка между приемами.
Разминание на поверхности спины возможно в виде сдвигания или накатывания, которое заключается в смещении тканей и полукружном
их "раздавливании". Отдельно разомните ягодицы. Поколачивание области ягодиц выполняется тыльной стороной свободно согнутых в кулак пальцев. Движения должны быть легкими, ритмичными и быстрыми. Этот прием можно заменить пощипыванием или рублением. Поколачивание, как и любые другие ударные приемы, нельзя делать в области поясницы (области проекции почек).
Завершите массаж 2-3 поглаживаниями.
8. "Парение" на животе. И. п.: ребенок лежит на животе. Подведите обе ладони под живот ребенка до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Затем приподнимите малы-
ша над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под животом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены.
Это упражнение, основанное на врожденном рефлексе положения, является хорошей тренировкой для мышц всей задней поверхности тела и для вестибулярного аппарата.
9. Массаж живота. Выполните поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота; затем - растирание подушечками пальцев (см. II комплекс, упражнение 9) круговое и по прямым мышцам живота. Можно добавить стимулирующее пощипывание вокруг пупка для укрепления пупочного кольца и профилактики грыжи. Не забудьте сделать поглаживание в конце массажа и при растирании не надавливайте на живот ребенка.
10. Присаживание с прогибанием позвоночника. И. п.: ребенок лежит на спине.
Дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными - слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя их в стороны. Легким потягиванием за руки и словами "сядь, садимся" побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до сидячего положения.
Перехватите обе руки малыша одной рукой, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позвоночника снизу вверх. Ребенок разгибает спину.
Упражнение выполняется 1-2 раза, после чего опустите ребенка на стол, придерживая голову правой рукой. Это движение активное, основанное в первом моменте на стремлении ребенка сесть, а во втором - на врожденном кожном спинном рефлексе. Вначале работают мышцы передней поверхности шеи и брюшной пресс, а в конце - мышцы спины.
Это упражнение - хорошая подготовка к самостоятельному сидению.
11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения. Погладьте, разотрите стопы ребенка (см, II комплекс, упражнения 11, 12)*. Надавливанием у основания пальцев и растиранием наружного края стопы вызовите рефлекторные сгибания и разгибания стоп.
Завершите массаж легким поколачиванием по подошвам ребенка.
12. Подтанцовывание. И. п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом (или спиной) к себе.
Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной "ходьбы". Шаговый рефлекс обычно угасает к 4-месячному возрасту, но тем не менее при опоре стопами о твердую поверхность малыш "подтанцовывает" на месте.
Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, воспитывайте правильную опорную реакцию.
13. Массаж груди. Сделайте поглаживание верхней части груди 2-3 раза, затем - поглаживание по межреберным промежуткам 2-3 раза.
Вибрационный массаж грудной клетки (см. II комплекс, упражнение 14).
14. "Парение" на спине. И. п.: ребенок лежит на спине.
Обхватите ребенка так, чтобы ваши руки располагались на задне-боковой поверхности его тела на уровне нижней части грудной клетки.
Приподнимите малыша в горизонтальном
положении. В ответ на это положение голова ребенка наклоняется вперед и напрягаются все мышцы передней поверхности тела.
Если ребенок запрокидывает голову назад, то это упражнение делать не следует: он еще не готов. Поддерживайте малыша в полувертикальном положении, постепенно увеличивая угол наклона.
15. "Бокс" или круговые движения руками. Упражнение для рук, имитирующее движения боксера, вам уже хорошо знакомо (см. II комплекс, упражнение 15).
Можно слегка усложнить его, вкладывая в ладони ребенка игрушки или кольца. Движения делайте под ритмичный счет, темп меняется.
Круговые движения руками. И. п.: ребенок лежит на спине. Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно отведите руки ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове, затем опустите вперед и вниз. Повторите упражнение 4-6 раз под ритмичный счет. После этого выполните движения руками в обратном направлении: вперед, вверх к голове, в стороны и вниз.
Так же повторите 4-6 раз, медленно.
Это упражнение пассивное, оно самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений в плечевом суставе. Поэтому делайте его только в том случае, если ребенок хорошо усвоил более простые упражнения: скрещивание рук на груди и "бокс".
16. Ползание. Обхватив ноги ребенка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких пассивных движений придержите ноги малыша в положении сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.
В результате ребенок передвигается вперед. Затем снова согните ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и самостоятельное ползание.
Наверх...
|