Как делать массаж ребенку в возрасте 3 месяца? Что стоит помнить родителям о детском массаже в этом возрасте? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти на сайте Твой ребенок.ру!
Краткая характеристика умений и возможностей ребенка в 3 месяца
Что нового появилось в поведении малыша?
Во-первых, увеличилось время бодрствования, до 4-5 часов в сутки. Вы уже знаете, когда лучше заниматься с ребенком гимнастикой: утром, в середине дня или вечером до купания. Главным показателем удачного выбора времени служит хорошее настроение ребенка в течение занятий и после них.
В возрасте трех месяцев ребенок, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть туловища, опираясь на согнутые руки, хорошо держит голову. Поэтому старайтесь чаще выкладывать малыша на живот. Это можно делать не только на пеленальном столе во время ежедневной гимнастики, но и на любой твердой поверхности (на полу, в кроватке, на диване и т.п.) в течение дня*. Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться, становясь по своей природе двигательными. Упираясь в пол и производя эти беспорядочные движения, ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо, влево. Обнаружив это, благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой, ребенок поймет пользу от тех движений, которые перемещают его вперед. Он осознает чувства, которые испытывает при движении вперед.
В 4 месяца ребенок уже приподнимается на выпрямленных руках, опираясь только на ладони. Важно, чтобы кисть малыша была хорошо раскрыта, пальцы расправлены. Для достижения этого хлопайте ладошками ребенка по своим ладоням, по различным твердым поверхностям (стол, стены и т.д.).
Трех-четырехмесячный ребенок становится более общительным: начинает "гулить", часто улыбается. На обращение взрослых и ласковый разговор отвечает "комплексом оживления": радость выражается улыбкой, звуками и активными движениями рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом). Поддерживайте эту исключительно полезную реакцию частым общением с малышом.
Подберите несколько ярких, удобных для захвата игрушек. Желательно, чтобы погремушки имели длинную округлую ручку; предметы с плоской или граненой ручкой не рекомендуются, так как, захватывая их рукой, ребенок не противопоставляет большой палец, что в дальнейшем тормозит развитие ручной умелости. Вы, наверное, обращали внимание на то, как школьники по-разному держат ручку или карандаш, - этот навык формируется еще в младенчестве.
При рождении ребенок хватает предметы совершенно случайно и нерегулярно. Главное при этом не в том, что он может держать, а в том, что не может выпустить. Но по мере того как малыш растет, движения его рук становятся более целенаправленными. Теперь он может выпустить опасный или болезненный предмет, взять привлекательную игрушку.
К трем месяцам исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук, а затем, к четырем месяцам - и ног. Движения конечностями становятся свободными и более точными. Значит, можно вводить в занятия пассивные упражнения, начиная с самых простых и переходя в дальнейшем к более сложным. Во втором комплексе даются пассивные упражнения для рук и ног ребенка, причем вначале их лучше делать с легким встряхиванием (вибрацией).
Для тренировки мышц спины, живота, шеи и ног продолжаем использовать врожденные рефлексы, особенно рефлексы положения (позы) тела. Вы уже знаете, что в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: на животе - назад, на спине - вперед, на правом боку - влево, на левом - вправо. Смело переворачивайте малыша в воздухе, тренируйте его вестибулярный аппарат.
Занятия становятся более продолжительными, но длительность их подбирайте индивидуально, исходя из возможностей вашего ребенка. Те упражнения, которые вы не успели сделать, перенесите на другое удобное для вас и малыша время.
Массаж становится более интенсивным: вводится новый прием - растирание, его выполняют подушечками чуть согнутых пальцев или применяют кольцевое растирание.
Массаж всех частей тела должен начинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка и хорошо расслабляет мышцы,
Итак, целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 месяцев является:
- нормализация тонуса ног;
- воспитание первых навыков в изменении положения тела;
- развитие ручной умелости.
Этому способствуют:
- частое общение с ребенком;
- вкладывание в ручки удобных для захвата игрушек;
- теплые ванны и плавание;
- более энергичный массаж;
- активные движения на базе врожденных рефлексов;
- пассивные упражнения с вибрацией.
Второй комплекс упражнений для массажа в 3 месяца
План занятий массажем с ребенком
1. Массаж рук:
- поглаживание, 5-6 движений по каждой руке;
- кольцевое растирание, 2-3 раза;
- поглаживание, 2-3 движения.
2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.
3. Массаж ног:
- поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге;
- кольцевое растирание, 5-6 раз;
- поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.
4. Скользящие шаги (с вибрацией), 5-6 раз каждой ногой.
5. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.
6. Массаж спины:
- поглаживание, 2-3 раза;
- растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины;
- поглаживание, 2-3 раза.
7. Пригибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлекторное упражнение), 2-3 раза на каждом боку.
8. Положение "пловца", 1 раз.
9. Массаж живота:
- поглаживание круговое, 2-3 раза;
- поглаживание встречное, 2-3 раза;
- поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза;
- растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота;
- поглаживание (все приемы по 2-3 раза).
10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.
11. Массаж стоп:
- поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;
- растирание, 5-6 раз каждую стопу;
- поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе;
- поглаживание, 2-3 раза.
12. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.
13. "Ходьба" - рефлекторное упражнение.
14. Массаж груди:
- поглаживание, 2-3 раза;
- вибрационный массаж, 3-4 раза;
- поглаживание, 2-3 раза.
15. "Бокс" - упражнение для рук, 5-6 раз.
16. Упражнение на мяче.
Методические замечания по детскому массажу
1. Массаж рук. Выполните 5-6 поглаживаний по всей длине руки ребенка (см. I комплекс, упражнение 1) от кисти к плечу.
Следующий прием - кольцевое растирание.
Придерживайте кисти ребенка (левой рукой - правую, правой - левую), вложив в нее ваш большой палец. Большим и указательным пальцами свободной руки обхватите кольцом ручку ребенка в области запястья.
Делайте энергичные кольцевые растирания с акцентом на наружной поверхности руки. Таким образом в 3-4 оборота продвигайтесь до локтя, затем в 5-6 оборотов - до плеча.
Повторите этот прием 2-3 раза. Желательно, чтобы кожа ребенка порозовела.
Закончить массаж рук необходимо 2-3 поглаживаниями.
2. Скрещивание рук на груди. И. п.: ребенок лежит на спине.
Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными - слегка придерживайте его кисти.
Разведите руки малыша в стороны, можно это делать с легким встряхиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно.
При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно.
Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите скрещивание 6-8 раз.
3. Массаж ног. Начните с 2-3 поглаживаний по всей длине ноги (см. I комплекс, упражнение 2) в направлении от стопы к бедру.
Кольцевое растирание выполняется следующим образом. Большим и указательным пальцами обеих рук обхватите кольцами (вплотную одно над другим) голень ребенка в нижней ее части. Делайте энергичные расходящиеся кольцевые растирания и в 3-4 оборота продвигайтесь до колена по зад ненаружной поверхности голени Важно не задевать подколенную ямку и не тереть ахиллово сухожилие. Передне-наружную поверхность бедра удобнее растирать
подушечками пальцев. Повторить 5-6 раз. Завершите массаж ног 2-3 поглаживаниями.
4. "Скользящие шаги" с вибрацией. И, п.: ребенок лежит на спине.
Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные - на задней.
Затем, с легким встряхиванием, выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее. Повторите движение другой ногой". И так 5-6 раз каждой ногой.
Это упражнение, напоминающее езду на велосипеде, хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию.
Если пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), не спешите, отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Пока можно просто "потопать" стопами по поверхности стола. Скользящие шаги делаются медленно и очень осторожно, без рывков.
5. Поворот на живот (через правый бок - влево). И. п.: ребенок лежит на спине.
Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней "вилочкой" и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед - и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.
В упражнении используется врожденный вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребенка.
Последовательность отдельных моментов такая же, как при самостоятельном повороте здорового ребенка более старшего возраста. Иногда и 3-месячный малыш во время своих беспорядочных движений случайно запрокидывает одну ногу за другую, и таз поворачивается на бок (I момент). Это влечет за собой движение головы и верхней части тела в ту же сторону (II момент). Остается самое трудное: вытащить из-под себя ручку, и ребенок - на животе (III момент).
Особенно важно воспитать правильный механизм поворотов, описанный выше, у детей ослабленных, недоношенных.
Эти дети часто поворачиваются следующим образом: лежа на спине, упираются затылком и ягодицами, прогибая позвоночник вверх, что влечет за собой перевешивание тела на живот. В результате подобных упражнений усиливается прогиб позвоночника в области поясницы, а это нежелательно.
Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону. Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты несколько раз в течение дня.
При повороте через левый бок соответственно поменяйте руки.
6. Массаж спины и ягодиц. Начните с поглаживания всей спины, включая ягодицы. Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поэтому поглаживание выполняется обеими руками 2-3 раза.
Растирание лучше делать подушечками слегка согнутых пальцев. При прямолинейном растирании, в то время как пальцы правой руки смещают кожу вверх, пальцы левой руки - вниз, затем наоборот, с продвижением по всей спине. При круговом (спиралевидном) растирании пальцы правой руки смещают кожу по часовой стрелке, пальцы левой руки - против. Возможно растирание тыльной стороной согнутых пальцев.
Важно, чтобы ваши руки двигались попеременно, иначе кожа ребенка будет растягиваться. Растирать ягодицы лучше поочередно. Завершать любой массаж надо поглаживанием.
7. Прогибание позвоночника в положении на боку (см. I комплекс, упражнение 5). Проведите энергично вдоль позвоночника ребенка подушечками выпрямленных пальцев. Повторите этот прием по 2-3 раза на каждом боку,
8. Положение "пловца". И. п.: ребенок лежит на животе.
Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребенка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом.
При этом ребенок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела.
Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.
9. Массаж живота. Начните с поглаживания в трех направлениях (круговом, встречном и по косым мышцам живота - см. I комплекс, упражнение 6). Каждое движение повторяйте по 2-3 раза.
Растирание выполняется подушечками чуть согнутых пальцев. Вначале прием проводится правой рукой по расходящимся окружностям, начиная от пупка, затем обеими руками по прямым мышцам живота.
Следите за тем, чтобы круговое растирание было по ходу часовой стрелки, и избегайте надавливания на область печени.
В завершение массажа повторите поглаживание.
10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине. И. п.:
ребенок лежит на спине.
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка. Ласковыми словами и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения.
Затем медленно и осторожно поднимите малыша, лучше на бок, чтобы не ударить затылок.
Это упражнение активное, очень полезное для укрепления мышц передней поверхности шеи и брюшного пресса.
Повторите приподнимание 2-4 раза с укладыванием на правый и левый бок.
11. Массаж стоп. Погладьте, а затем энергично разотрите подошвы ребенка. Положение рук (см, I комплекс, упражнение 8). Растирание также выполняется подушечкой большого пальца круговыми движениями или в виде "восьмерки".
Затем разотрите наружный и внутренний края стопы в направлении от пятки к пальцам.
Новый прием - поколачивание стоп - выполняется следующим образом: тыльной стороной выпрямленных пальцев (указательного и среднего) правой руки наносим легкие ритмичные удары по стопе ребенка.
Повторите это движение 8 - 10 раз в направлении от пятки к пальцам и обратно.
12. Сгибание и разгибание стоп. Надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы - разгибание (см. I комплекс, упражнение 9).
13. "Ходьба". Врожденный рефлекс ходьбы сохраняется у детей до 4-месячного возраста.
Поддерживая ребенка под мышками, ведите его к себе или от себя, слегка перенося вес тела с одной ноги на другую. Следите за правильным положением стоп (см. I комплекс, упражнение 12).
14. Массаж груди. Выполните поглаживание 2-3 раза (см. I комплекс, упражнение 11). Вибрационный массаж немного усложните: легкие, ритмичные надавливания пальцами на грудную клетку ребенка делайте при одновременном движении рук от середины к боковым поверхностям груди. Старайтесь не сильно надавливать на ребра.
Повторите этот прием 3-4 раза, Завершите массаж поглаживанием.
15. Упражнение для рук "бокс". И. п.; ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными - слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, т. е. при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот. При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксера, слегка поворачивайте ребенка с боку на бок.
Во время этого упражнения работают все мышцы рук и плечевого пояса. Повторите по 5 - 6 раз каждой рукой в медленном темпе избегая резких рывков.
16. Упражнение на мяче. Положите ребенка животом на мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачивайте малыша, при движении вперед-назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться.
Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребенка мяч. Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачивайте его в разных направлениях.
Надувной мяч - одна из многих полезных и любимых игрушек детей грудного возраста. Положите его в детскую кроватку к ногам ребенка, пусть малыш пинает его, тренируя опорность стоп.
Наверх...
|